своей тонкости од проникает через все грубо материальные тела, особенно через дерево, металлы и части тела. Таким образом, он имеет большое сродство со многими вновь открытыми лучами. Рейхенбах мог отклонять стрелку буссоли своим пальцем, не прикасаясь к ней, как если бы его палец был магнитом.
На это одическое свойство указывал в последнее время Гарнак, профессор университета в Галле. Его опыты подтверждают излучение магнетической силы из руки. Профессор заметил, что при легком трении стекла компаса магнитная стрелка отклонялась от ее первоначального положения.
Замечательные успешные опыты известного директора политехникума в Париже, полковника Роша, изучившего в особенности вопрос об экстериоризации человеческого ода, вполне подтвердили открытия Рейхенбаха. Ему удалось уже запечатлеть на фотографической пластинке излучения человеческого тела.
Мы воспроизводим следующий рассказ об опытах Роша из сочинения дю Преля Магия, как естествознание. Ч. I, стр. 70.
Там говорится следующее: Опыты Роша представляют блистательный пример проникновения в область магии современного естествознания. Самая темная сторона магии - волшебство - будет освещена ими и находить свое естественнонаучное объяснение, раз магнетизм является проводником жизненной энергии, раз он способен к экстериоризации и притом сохраняет способность к ощущению.
С древнейших времен известно, напр., так называемое заколдованное изображение, при чем изготовлялись из воска фигуры, грубым обращением с которыми наносился вред тем лицам, которых они представляют. Теперь Роша показал, что не только вода, но и другие плотные субстанции способны собирать экстериоризованный од и через это делаются способными к ощущению, что при существующем магнетическом раппорте*) может причинить вред человеку, излучающему од. Роша помещал в потоке экстериоризованного одического ощущения маленькую восковую статуэтку и если ее кололи булавкой, то обнаруживали уколы на тех местах тела сомнамбулы, из которых выходил поток ода. К голове фигуры были прикреплены волоса, взятые с затылка субъекта, после чего фигуру унесли. Затем Роша разбудил сомнамбулу и заговорил с ней. Внезапно она провела рукой по затылку, утверждая, что ее потянули за волосы. Это было проделано в то же самое время над фигурой. Затем на пути экстериоризованного одического потока поместили фотографическую пластинку, взяли портрет исследуемого лица и когда портрет этот два раза накололи булавкой, сомнамбула почувствовала уколы на соответственных частях тела, именно на правой руке, вскрикнула и потеряла на мгновение сознание. Когда она пришла в себя, то на тыльной поверхности руки заметили два красных штриха, которых раньше не было и которые вполне соответствовали нарисованным булавкой на фотографии штрихам. При другом опыте Роша сделал уколы на скрещенных руках (на коллодионном слое фиксированного портрета). Сомнамбула заплакала и через 23 минуты перед глазами зрителя появилась и соответственная стигма. Внушение и самовнушение должны быть исключены, так как Роша, отворачивался с умыслом, когда накалывал изображение и сомнамбула не знала также, где изображение находится.
После этого, как он убедился однажды, что из его руки выходит настоящий магнетический ток и что он может усыпить сомнамбулу, держа руку перед ее лбом, ему пришло в голову передать стеклянной пластинке это излучение; затем он приказал помощнику, скрытому за ширмой, наложить эту стеклянную пластинку на фотографию сомнамбулы, которая тотчас же перестала говорить и заснула. Тогда Роша сам пошёл за ширмы и разбудил сомнамбулу, дунув на фотографию. Когда сомнамбуле рассказали, что случилось, то она с трудом поверила этому и заявила, что при повторении этого опыта она смогла бы побороть сонливость. Когда обе пластинки были снова наложены друг на друга, то не прошло одной минуты, как она снова заснула.
При этих опытах экстериоризации Роша дошел до того, что с правой стороны сомнамбулы появился светящийся призрак, то есть, экстериоризованный двойник, видимый сомнамбулой, и нужно было произвести опыт, чтобы доказать реальность этого призрака при помощи фотографии. Поэтому Роша повел сомнамбулу к фотографу Надару. Сомнамбула была погружена в магнетический сон и заявила, что ее призрак стоит от нее на расстоянии 1го метра. Роша протянул руку в указанном направлении и сомнамбула заявила, что она ощущает непосредственное прикосновение, из чего можно было заключить, что теперь дотронулись до призрака. Затем рука была освещена для того, чтобы сохранить место наведения на фокус для фотографического