оно должно совершенно овладеть нами и склонить наше сердце к тому, что наша иллюзия стала пластической действительностью. Мы должны пережить ее до мельчайших подробностей и таким образом, мы ясно представляем себе, как мы получаем деньги, что мы предпринимаем благодаря им и какие радости мы желаем доставить себе при помощи их и т. п.
Затем мы отдаемся тотчас же ясному противоположному представлению, что мы обманулись: другой билет выиграл главный выигрыш, мы ошиблись лишь на один номер.
Теперь мы переходим к нравственной части упражнения. Мы стараемся быстро преодолеть разочарование. Мы должны представить себе, что богатство для нас - совершенно бесполезно, что оно очевидно помешало бы нашему стремлению вперед, что внутренний вечный, истинный человек по большей части сильно страдает, если изменчивый телесный человек наслаждается ложным счастьем, и что гораздо более разумно жить по правилам Катона, который учит нас, что мы должны приучиться к лишениям и вместе с тем не иметь нужды ни в чем. Далее говорят себе, что нет ничего более обманчивого, чем земное счастье. Человек не затем создан, чтобы долгое время не разлучаться с ним, пока он не достиг еще высокого познания, так как пресыщение, тоска и страсть к перемене и изменению препятствуют возникновению чистого, вечного счастья.
При помощи подобных рассуждений пытаются восстановить нарушенную гармонию.
В другой раз представляют себе ужасное трагическое событие, какое-либо большое несчастие, которое имело бы громадное значение для нашей жизни. Если мы сильно объяты душевным горем, которое подобный случай мог бы вызвать в нас, то при помощи отчетливого, также, противоположного представления, стараются ободрить себя, при чем говорят себе, что во всяком горе, которое с нами случается, скрывается большое счастье для нас, что любовь требует страданий, что благородно нести страдания и тяжелый жребий с мужеством и спокойствием и что все жалобы и стенанья - бесполезны и навлекут на нас еще большее несчастье. Оставаться самонадеянным в страданьи опасно и похоже на то, если толкают взад и вперед, желая помучить себя, нож, находящийся в ране, вместо того, чтобы вытащить его.
В конце обоих упражнений во всяком случае должно обратить внимание на то, что страдание не испытывается нами, раз мы этого не желаем, и что все мимолетные радости земли не способны доставить нам разочарования или пресыщения, если мы научились оценивать их настоящей ценой и не нуждаемся в них, так как наслажденье и страданье, разумеется, только - мечты.
Цель этого упражнения может быть достигнута только благодаря постоянному его повторению и заключается в том, чтобы пребывать при всех жизненных обстоятельствах спокойным и гармоничным так, чтобы ничто не могло более вывести нас из нашего душевного равновесия. Если мы указанным образом ежедневно, так сказать, подготовляемся ко всем будущим событиям жизни, то через некоторое время нам будет уже более легко переносить наш действительный жребий.
Кто привык хладнокровно созерцать счастье и кого оно не может опьянить, тот останется спокойным даже и тогда, если снова его утратит.
Ничему не отдавай своего сердца и ты ничего не будешь терять. Этим ты охранишь себя от многих страданий и многих горестных часов. Перестань любить самого себя - ты приносишь больше пользы себе, если ради самоотверженного исполнения долга из чувства чистейшей любви к ближним служишь другим людям!
Чтобы подняться более высоко, упражняйся всегда, что бы ни случилось с тобой, при важных и мелких событиях, строго следи за тем, чтобы подавить свои суетные желания и надежды. Если ты научился всему этому, что может в таком случае сделать тебя беспокойным?
Учись добровольному отказу, отрекись по собственному побуждению от маленьких приятных для тебя удовольствий, от привычного комфорта, от вещей, особенно радующих тебя, и тебе не будет более тяжело, если судьба потребует от тебя большой жертвы!
Терпеливо переноси также все душевные страдания. Никогда человек не может лучше научиться терпению, как во время телесных страданий. Укрепи свою волю. Страдание телесное или душевное может мучить тебя только до тех пор, пока у тебя слабая воля!
Так говорит нам истинная мудрость. Она ясно показывает нам, чем является для нас наше земное существование.
Поэт говорит нам также:
Если бы этот мир был для нас вечным местопребыванием,
Мы должны были бы сетовать, что нас грубо укладывают в постель;
Ведь мир только ночлег во время нашего путешествия;
Кто ищет здесь удобств?
Точно так же и могущество желания может в значительной