нравственным принуждением и приневоливают их платить дань добродетели тем, что они как бы показывают, обладают люди добродетелью или нет, эти привычки нужно будет забыть и это принуждение должно уничтожиться под влиянием общества Эгела. Человек находится в царстве иллюзий Майя. Порок поднимает свое соблазнительное лицо и прельщающие его низкие страсти влекут неопытного ученика в пропасть психического унижения. Не похоже ли это на картину одного великого художника, на которой можно видеть сатану, торгующегося с человеком, о цене его души, в то время как добрый ангел стоит рядом с человеком, чтобы дать совет и помочь ему. В данном случае дело идет о борьбе воли Эгела с его низкой натурой и карма позволяет, чтобы ангел или Гуру был посредником до той поры, пока не станет известным результат этой борьбы. Бульвер Литтон с живостью поэтической фантазии идеализировал эту борьбу в Цанони, произведении, которое должно быть ценным для оккультиста, в то время как в своей необыкновенной истории он указал на темную сторону оккультного исследования с его смертельными опасностями. С некоторого времени звание Эгела было описываемо одним Махатмой, как средство психического освобождения, уничтожившее все шлаки и оставившее только чистое золото. Если ученик втайне еще тяготеет к золоту, к политическим интригам, суетному существованию, бесчестной речи, жестокости или чувственным удовольствиям всякого рода, то зародыш наверно пустит ростки. То же самое может случиться, с другой стороны, с благородными свойствами человеческой природы. Истинные свойства человека стремятся обнаружиться. Итак, не крайнее ли безумие покинуть гладкий путь общественной жизни, чтобы взбираться на скалы, не чувствуя отчетливой уверенности, что он обладает необходимыми к тому средствами. Как справедливо гласит Библия: Кто стрит, пусть смотрит, чтобы не упасть. Одним словом те, которые могли сделаться Эгела, должны обстоятельно подумать, прежде чем стремглав ринуться в битву.
Мы в другом месте этой книги уже увещевали ученика лучше испытывать себя, следует однако напомнить, что если он после добросовестного испытания все время ощущает в себе порыв, стремление вперед, влечение к самоусовершенствованию, к достижению более высокой степени познания, то безбоязненно может отважиться на восхождение.
Для чего имел бы он свою опору, силу воли, которая способна провести его невредимо через все испытания, как бы они долго не продолжались.
Как мы уже упоминали, борьба оказалась трудна только вначале.
Но кто без борьбы желает победить? И что за польза нам от проволочек? Для каждого настает время, когда он должен идти этим путем. Если он не желает в этой телесной жизни подготовиться к этому то, быть может, он в следующей жизни будет вынужден это сделать при Очень неблагоприятных обстоятельствах. Никто не может на долгое время избавиться от бесконечного прогресса и все мы должны стать совершенными. Не откладывай на завтра то, что ты можешь исполнить сегодня! Могло произойти, что первые попытки были неудачны, что ученик после маленького подъема, постоянно скатывался вниз. Его борьба делается благодаря этому более тяжелой и трудной, но пусть он подумает о муравье. Кто трудится и созерцает подобное существо, когда оно работает, научится многому. Щепочку в два раза большую, чем он сам, которая, может быть, по отношению к его размерам сравнима с тяжелой колодой, муравей тащит вперед. Щепочка должна быть пристроена высоко на верхушке его строения. Как часто падает он под тяжестью своей ноши, но не приходит в уныние, а тотчас же снова начинает свою работу. Наконец она ему удается. Сострадательные товарищи готовы ему подсобить отсюда и оттуда, однако он должен один преодолеть тяжелую работу.
Кто пожелал бы быть пристыженным этим неразумным насекомым?
Итак, бодро за работу!
Уже в то время, когда ученик освобождается от противоестественного образа жизни, чего он, призвав на помощь могущество желания, достигнет много легче, он почаще возвращается в помещение для упражнений и пытается принудить себя к самопознанию.
Приступают к этому делу не легкомысленно - самопознание укрепляет волю, которая так необходима для дальнейшего прогресса. Требуется добросовестное испытание без самолюбия и эгоистических прикрас. Чрезвычайно полезно, если должны стыдиться самого себя. Все, что скрывает внутреннего человека, должно пасть перед испытующим взором.
Необходимо посмотреть на него, каков он с виду без культурной шлифовки, без лицемерных общественных форм, скрывающих много дурного.
И тогда в большинстве случаев пред