сферами человеческой деятельности.
IV В истории изучения ассирийской магии нет ничего, что не содержалось бы в истории гуманитарных наук XX столетия. Конец XIX - начало XX вв. были ознаменованы расцветом библеистических знаний и метода библейской критики, соответственно основной подход к изучению феноменов древности был филолого-богословским. Вторая тенденция этой эпохи - развитие литературоведческой компаративистики и господство теории заимствований, в результате чего произведения одного жанра, возникшие в разных культурах, пытались объяснять прямым влиянием более древней культуры на менее древнюю. Типичными примерами здесь могут служить работа В. Ф. Миллера по сравнению русских заговоров с ассирийскими заклинаниями и очерк вавилонской религиозности, принадлежащий перу Б. А. Тураева. С тех же позиций занимался вавилонскими текстами В. К. Шилейкоа. (а О вкладе Шилейко в компаративное литературоведение и семиотику см.: Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. I. M., 1998. С. 664-668.) Европейским работам, описывающим, к примеру, влияние вавилонской магии на магию майя или единобожие в древнем Египте, несть числаb. (b Danzel Th. W. Babylon und Alt-Mexiko (Gleiches und Gc-gensatzliches). Mcxiko, 1921.) В первой половине столетия, наступившей с начала Первой мировой войны и длившейся до конца 50-х гг., в этой области превалировали социологизм и этнографизм, поскольку ученые-гуманитарии были сосредоточены на поиске закономерностей социально-экономической истории (чему способствовали как идеи марксистской теории формаций, так и революционные события, возникшие не без участия этой теории). Повсюду изучались административные документы, вопросы купли-продажи земли, финансовая отчетность. С тех же социально-экономических позиций рассматривались и все другие группы текстов, включая царские надписи, записи мифов и заговоров. Желая показать идентичность явлений социальной истории у народов всего мира, наиболее выдающиеся ученые разрабатывали методы, позволяющие выстроить схему социальной эволюции начиная от первобытности. Неудивительно, что при таком подходе факты из жизни примитивных народов становились решающими аргументами в исторических и терминологических спорах. При помощи якутского эпоса можно было легко объяснить греческий, при помощи русской сказки - сказки всех народов мира. Причем вся духовная культура объяснялась в это время повсюду - и в России, и в Англии, и в Германии - через материальное производство и производственные отношения. Если говорить о России, то наиболее характерные примеры такого подхода есть применительно к вавилонской культуре у В. В. Струве и И. М. Дьяконова, в США это прежде всего работы Т. Якобсена, в Германии -- методологически запоздалые труды о социальном положении жречества И. Ренгера, написанные в конце 60-х годов под тем же социологическим углом зренияc. (c Квинтэссенцией такого подхода к феноменам духовной культуры является книга: Дьяконов И. М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней. М., 1994. Из зарубежных примеров см.: Jacobscn Th. Toward the Image of Tammuz. Cambridge, 1970.) К концу 50-х эта тенденция пошла на спад, и в течение полувека стала набирать силу новая тенденция - понимание культуры со стороны сознания. Можно сформулировать ее как поиск закономерностей социально-психологического развития, связанный со специальными методами лингвистического и текстологического анализа (этимологии, семантики, семиотических связей и структуры текста), с данными этнологии и исторической психологии. Здесь на первых порах превалировала литературоведческая и лингвистическая компаративистика (сравнение с библейской, древнеиндоевропейской и античной культурами), религиеведение, затем подключились специалисты в области психофизиологии и общей психологии, изучающие религиозно-магическую сферу деятельности с точными приборами в руках. В России в этом ключе изучают древневосточные заговоры и магию В. Н. Топоров и И. С. Клочков; из зарубежных ученых нужно особо отметить работы американских профессоров А. Лео Оппенхейма и Ц. Абуша, англичан В. Дж. Лэмберта, А. Ливингстопа и Дж. Каннингхэма, французов Ж. Контено и Ж. Боттеро, японца А. Цу-кимотоа. (а Contenau G. La magie chez assyricns. Paris, 1947; Cunningham G. Babylonian Incantations. Oxford, 1998; Livingstone A. Mystical and Mythological Explanatory Works of Assyrian and Babylonian Scholars. Oxford, 1986; Nougayrol J. La divination. P.,1968; Tsukimoto A. Untcrsuchungen zur Totcnpflcgc. Ncukirchen-Vluyn, 1985; сборник La divinationАссирийская Магия, страница 1Ассирийская Магия, страница 2Ассирийская Магия, страница 3Ассирийская Магия, страница 4Ассирийская Магия, страница 5Ассирийская Магия, страница 6Ассирийская Магия, страница 7Ассирийская Магия, страница 8Ассирийская Магия, страница 9Ассирийская Магия, страница 10Ассирийская Магия, страница 11Ассирийская Магия, страница 12Ассирийская Магия, страница 13Ассирийская Магия, страница 14Ассирийская Магия, страница 15Ассирийская Магия, страница 16Ассирийская Магия, страница 17Ассирийская Магия, страница 18Ассирийская Магия, страница 19Ассирийская Магия, страница 20Ассирийская Магия, страница 21Ассирийская Магия, страница 22Ассирийская Магия, страница 23Ассирийская Магия, страница 24Ассирийская Магия, страница 25Ассирийская Магия, страница 26Ассирийская Магия, страница 27Ассирийская Магия, страница 28Ассирийская Магия, страница 29Ассирийская Магия, страница 30Ассирийская Магия, страница 31Ассирийская Магия, страница 32Ассирийская Магия, страница 33Ассирийская Магия, страница 34Ассирийская Магия, страница 35Ассирийская Магия, страница 36Ассирийская Магия, страница 37Ассирийская Магия, страница 38Ассирийская Магия, страница 39Ассирийская Магия, страница 40Ассирийская Магия, страница 41Ассирийская Магия, страница 42Ассирийская Магия, страница 43Ассирийская Магия, страница 44Ассирийская Магия, страница 45Ассирийская Магия, страница 46Ассирийская Магия, страница 47Ассирийская Магия, страница 48Ассирийская Магия, страница 49Ассирийская Магия, страница 50Ассирийская Магия, страница 51Ассирийская Магия, страница 52Ассирийская Магия, страница 53Ассирийская Магия, страница 54Ассирийская Магия, страница 55Ассирийская Магия, страница 56Ассирийская Магия, страница 57Ассирийская Магия, страница 58Ассирийская Магия, страница 59Ассирийская Магия, страница 60Ассирийская Магия, страница 61Ассирийская Магия, страница 62Ассирийская Магия, страница 63Ассирийская Магия, страница 64Ассирийская Магия, страница 65Ассирийская Магия, страница 66Ассирийская Магия, страница 67Ассирийская Магия, страница 68Ассирийская Магия, страница 69Ассирийская Магия, страница 70Ассирийская Магия, страница 71Ассирийская Магия, страница 72Ассирийская Магия, страница 73Ассирийская Магия, страница 74Ассирийская Магия, страница 75Ассирийская Магия, страница 76Ассирийская Магия, страница 77Ассирийская Магия, страница 78Ассирийская Магия, страница 79Ассирийская Магия, страница 80Ассирийская Магия, страница 81Ассирийская Магия, страница 82Ассирийская Магия, страница 83Ассирийская Магия, страница 84Ассирийская Магия, страница 85Ассирийская Магия, страница 86Ассирийская Магия, страница 87Ассирийская Магия, страница 88Ассирийская Магия, страница 89Ассирийская Магия, страница 90