день и ночь равны; шесть БЕРУ днем и шесть БЕРУ ночью (III R ? 1). Следовательно, при расчете расстояния БЕРУ равняется пути, который можно пройти за два часа.
25. IV R 12 b 27-38.
26. BKBR, 166 ниже 12, 16. Perrot, цит. соч., рис. 6, 123,124. 27.Sarg. Khors. 189. Senn. Kouj. 4. 43; Const, 94, 80. Asarb.
V 41, VI 53. Nab. Grot. II, 55; Grot. cyl. I 44-46,
V R34. 1, 19-23. 28. Выше, ср. стр. 25. 29.1R 67 а 26-32.
30. V R 64 Ъ 6-17. Ср. Агумкакриме V R 33 d 50-54.
31. Botta, Monument de Ninive V, 168-9.
32. Layard, Niniveh and its remains, 6-е изд. II стр. 37.
33. Smith, Assyrian discoveries, стр. 78.
34:.Тамже,стр. 429. Ср. стр. 75.
35. См. факты, собранные Elworthy в кн. The evil eye, 1895,
стр. 234-241, и Trumbull, The Threshold Covenant, 1896,
стр. 75.
36.IVR 21 b 21-31. 37.IV R 30 a a 6-8.
38. Названном именем путешественника, который привез его во Францию в 1800 году, опубликован в I R 70. Количество известных кудурру достигало десяти, раскопки г-на де Моргана в Сузе почти удвоили это число.
39. Zl.GA=nasahu.
40. То есть, размер, границы его владения.
41. Pinches, Guide to the Nimroud Central Saloon, стр. 40-60. A2.Memoires de la Delegation en Perse, t. II, стр. 89,
ст. 16-22. A3.Memoires de la Delegation en Perse, t. I, стр. 167-170.
44. V R 55-59.
45. Layard. Discoveries among the ruins of Nineveh and Babylon, 1853, стр. 179: рисунок воспроизведен в кн.: Mittheilungen aus den Orientalischen Sammulun-gen, Heft XI. Ausgrabungen in Sendschirii I, стр. 21. Г-н В. Лушап собрал все изображения одного и того же рода и снабдил их астролого-мифологическим комментарием, украсил цитатами, выводы из которых, однако, совершенно чужды математической точности. - Необходимо добавить бронзовую пластинку, которую мы уже описали, стр. 30-33.
46. Здесь пропуск после определителя, который предшествует имени каждого бога.
47. Стела Бел-Харран-бел-уцура, R Т. XVI, стр. 76.
48.111R41.
49.Memoires de la Delegation en Perse, t. II, стр. 91.
50.Scheil, RT. XXII. Thureau-Dangin, OLZ, IV, 5.
51. CIS, II, 1 стр. 225 и след.
52. Vidal-Lablache, Commentatio de titulis funebribus grsecis in Asia Minore (1872), стр. 7.
53. IV R 4 a 35-46.
55. Восьмиугольная призма, происходящая из Калат Шер-гат(Ашур), 1^9-16.
Глава XI
1. Бел нимеки, господин мудрости, машмашшу, маг, - таковы эпитеты, которые чаще всего к нему применяются; экзорцист является посланником Эа, IV R 30 а 30-32.
2. То есть, в тех же самых выражениях, что и выше, как показывает начало его речи: Ламашту вышла из глубины моря.
3. Лакуна в несколько строк.
4. Surpu VII, 1-95. Ср. IV R 22 a A8-b 8.
5. IV R 3 а 31; b 2, 41-56; 26 ? 7, 30; 27 ? 6, 41;
V R50 b 5.
6. Maqlu,1,55: idi sipatsu sa apkal ill Marduk: читай заклинание мудрейшего из богов, Мардука.
7. Там же, 1,62: bel asiputi, IV, 8: masmass ildni.
8. IV R 21 b 41.
9. Maqlu, V, 5-10. Ср. 138 и везде. Ср. IV R I b 11-54;
1a a 62-b 6; b 20-28.
10. Surpu, IV, 67-87. 11. Surpu, 11,130-191. 2. Maqlu, II, 97-�3.
13. King, Magic, 2,11-25.
14. IV R 14 ? 2 реверс 7-23; 21 b реверс 13-22.
15. IV R 17 и 2-37; 17 b 8-22; а 38-66; 20 а 2-18;
28 ? 1, 2-22; 59 а 1-23; 60 а 30-38; IV ^ 50 а 1-30;
ASKT ?7,8-11.
16. IV R 29 ? 1, 10-b14; King, Magic, ? 11-18.
17. IV R 21 a 31-46, 21aa 1-7. 18.Legende de Gilgames, XI, 162.
19. Я не знаю в ассирийской литературе неоспоримого примера собственно магического жертвоприношения, то есть жертвоприношения, призванного просто покормить бога, чтобы у него стало больше силы и способности успешно действовать на пользу человека.
20. Maqlu, I, 46-40. Ср. IV R 17 а 56.
2.BKBR, 122-124. Ср. IV R 25 b 13-24; 25 а 58-70.
22.BKBR, 154, 1-CAPut!. Ср. 156, 1-25.
23.BKBR, 172 выше, 3-10.
24. К которым было обращено предыдущее заклинание.
25.BKBR, 160,1-8.
26.BKBR, 164, ?52.
Глава XII
1. Histoire naturelle, XXX, 1, 4.
2. Табличка IV, CAPut!-26.
3. Табличка IV, 91.
4. Legende de Gilgames, I, кол. 2, 34-35.
5. Creation, IV, 62.
6. Golden Bough, I, стр. 63.
7. Festus, стр. 285. Ср. Frazer, Golden Bough, I, стр. 15-67.
8. Lang, Magic and Religion, 1901, категорически возражает Фрэзеру по поводу того, что некоторые народы, подобно арунта в Австралии, обладают магией, но не имеют религии.
8. Цит. по Frazer, Golden Bough, I, стр. 102.
ЛИТЕРАТУРА О МЕСОПОТАМСКОЙ МАГИИ (1959-2000)
Афанасьева В. К. Шумеро-аккадская мифология// Мифы народов мира. Т. II. М., 1992.
Емельянов В. В. Шумерская литургия водосвятия по фрагментам ассирийского ритуала Омовение и от-верзание уст (бога) //Петербургское