Фоссе Шарль

Ассирийская Магия

Перед отцом вашим Эа,

17. Перед матерью вашей Дамкиной

19. Пусть светла, пусть чиста, пусть сияет!

Слова (эти) перед сосудом агуббу трижды ты прочтешь.

? 6

Surpu IX

42. Заклинание. Высокий кедр, из великой горы растущий,

43. Чью судьбу в горах, месте чистом, определили,

44. В горах кедра хашур, что неба коснулись,

45. Чей аромат простирается над полями,

46. Что денно и нощно в прекрасный день,

в благоприятный день для возливания воды, из горы поднимается!

47. Уста человека этого ты очищаешь, сиять заставляешь!

48. Злой язык пусть в стороне стоит!

? 7 Surpu IX

119. Заклинание. Высокие воды, текущие прямо с высоких гор,

120. Воды, текущие прямо из священного Евфрата,

121. В Абзу рожденные, всемогущие.

122. В Эреду рожденные, кедра коснувшиеся,

123. Кедра коснувшиеся, хашур коснувшиеся,

124. Неба вверху коснувшиеся, Земли внизу коснувшиеся,

125. Эа - чистого царя Абзу - коснувшиеся!

126. Вы коснулись тела человека, сына своего бога,

127. Его очистили, сиять заставили.

128. Злой язык пусть в стороне стоит!

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИМЕЧАНИЯ

Введение

1. Ветхий Завет также достаточно беден информацией о потустороннем мире, чтобы г-н. Ж. Деренбург смог утверждать, что идея бессмертия души в иудаизме есть не более чем след, оставленный философией Платона (Academie des Inscriptions et Belles-Lettres, 15 сентября 1882).. Г-н И. Галеви энергично возразил ему (Melanges de critique et dhistoire, стр. 365-380). Однако сам факт возникновения подобной дискуссии прекрасно показывает недостаточность нашей осведомленности.

2.Assyrian and Babylonian Letters, 5 т. Londres, 1892-1900.

3. Харпер, ? 275, 394, 2, 389.

4. Там же, ? 31.

5. Сепнахериб, надпись Бавиана, ст. 27-30.

6. По поводу порчи и ритуалов разрушения (гл. IV и VII) я даю все интересные отрывки из серии Шурпу;

все то, что я говорю о колдунах и роке (гл. III и VII), заимствовано из серии Маклу. Что касается текстов ниш кати, то они являются, скорее, гимнами, чем заклинаниями (ср. гл. XII).

7. Assyrisches Handworterbuch, Lei pzig, 1896.

8. В ценной работе Бецольда Catalogue of the cuneiform tables in the Kouyunik collection of the British Museum, т. 5, Лондон, 1889-1899, можно найти библиографию, относящуюся к каждому из моих текстов. Заметим, что большинство из них никогда не переводилось, даже частично, хотя они и были опубликованы более двадцати пяти лет назад.

9. Ср. Comptes-rendus Академии Надписей, заседание 30 октября 1901 г.

10. Тем не менее я должен указать на любопытную аналогию структуры ассирийских заклинаний серии Маклу и Les inscriptions mendantes des coups de Khouabir, научным изданием которых мы обязаны г-ну Поньону. Однако демонология полностью отлична.

11. L Astrologie grecque, 1899.

12. Transactions du second Congres international des orien-talistes, Londres, 1874. Semitic section, стр. 21.

Источники

1.82-5-22,508.

2. Наряду с данными сборниками, абсолютно едиными и не допускающими никакого чуждого элемента, мы также располагаем компиляциями, в которых, как кажется, были объединены с особой целью отрывки из

очень разных произведений. Текст II R 17-18 (наш ? 1), похоже, является одним из таких искусственных сборников.

3. Первая до сих пор не обнаружена.

4.Maqlu,Vll,72-77.

5. IV R 4 а 35-46; 6 а 38, 55, и др.

6.82-5-22,508.

7. По поводу таблички, датированной двадцать девятым днем месяца Абу года Белдан, ср. ZDMG, 1899, стр. 117,прим.2.

8. Messerschmidt, Tabula babylonica, V A, Th. 246, Musei berolinensis, Kirchhain, 1896.

9. IV R CAPut! a, 38, 40, 42; 25 b, 15, 16, 17, 22, 23, 29.

10. V R3i f 22-23.

11.BKBR.cтp. 38.

12. Magic, стр. XX.

13. Не следует считать, что выражения ассирийская магия, ассирийское заклинание, которые мы употребляем для краткости, являются отражением нашего мнения об ассирийском происхождении верований и ритуалов, которые нам предстоит изучить.

Глава I

1.Surpu,V, 12-14.

2. Surpu, VII, 20-26.

3. IV R 4 я, 32-34; ср. ASKT, ?11, кол. IV, 44-45; ASKT, ? 12, 27-28.

4. IV R 6 b Sr. Ср. IV R 18 а 26-27. Одно заклинание призывает пребывать в голове у больного Мардука и Гишбара (ASKT, ? 11, кол. IV, 5-7-11-17); а другое -Ишума (ASKT, кол. IV, 47-51. Ср. IV R 15- b 48-49).

5.LaMagie, стр. 181-2.

6. Например, King, Magic, I, 38.

7.King,Magic,50, 12-13.

8. Ср. бог, который меня породил, IV R 17 Ь 24.

9. King, Маgiс, 9, 16-17; IV R 212 a 12-13.

10. Да вернется мой рассерженный бог. King, Magic, 4, 45.

11. IV R 17 я 39.

12. Histoire de Iart, т. II, стр. 497-8.

13. IV R 16 а 16-22. Ср. неполные перечисления,