С. В. F.; Dick M. The Induction of the Cult Image in Ancient Mesopotamia: The Mis Pi Ritual. Helsinki, 2001. Классическое издание клинописи: Zimmern H. Beitrage zur Kentniss der babylonischcn Religion. Leipzig, 1900. На русском языке об обряде см: Емельянов В. В. Шумерская литургия водосвятия по фрагментам ассирийского ритуала Омовение (и) отверзание уст (бога)//Петербургское востоковедение 4 (1993). С. 247-264.)
2с. Когда ты [?] масло.
За. Формулы Ancyг.
(г Часто встречающиеся в самых разных ритуалах заговорные формулы, апеллирующие к авторитету Энки в деле совершения различных чудес медицины и искусства.)
Зb. Касание тростников.
Зс. Омовение рук богад
(д Руки бога обычно омывались жрецом-консскратором перед ежедневной трапезой.)
4а. Заклятие именем Шамаша.
4b. (Молитвы) поднятия руке.
(е Серия ассирийских молитв. Каждая молитва сопровождалась приношением какой-либо пищи (или пива) в небольшом количестве и воздсянием рук. Издание и исследование см: Mayer W. Untersuchungen zur Formcnsprache der babylonis-chen Gebctsbeschworungen (1976).)
4с. (Заклятие) Утешение сердца 6ожияж.
(ж Серия заклинаний, обращенных к гневному божеству и сопровождающихся просьбой отпустить человеку его грехи. Частичное издание табличек этой огромной серии см.: Lambert W. G. Dingir sar dib. ba Incantations//Journal of Near Eastern Studies 33 (1974), p. 267-321. Русские переводы некоторых заклинаний, выполненные И. С. Клочковым, см.: Я открою тебе сокровенное слово... М., 1981. С. 242-244.)
5а. Обряды месяцев Дуузу, Абу, Элулу, Ташритуз.
(з На эти месяцы приходятся равноденствия и солнцестояния - важнейшие события переднеазиатского календарного года.)
5b. Царская церемония.
6а. Симптомы болезни.
6b. Физиогномикаи.
(и Kraus F. R. Texte zur babylonischen Physiognomatik. В., 1939. Над изданием физиогномической серии аламдимму в настоящее время работает немецкая исследовательница Б. Бек.)
6с. Поведение.
6d. Высказывание (мыслей).
7а. Освященные водык.
(к.Ритуалы освящения воды и освящения этой водой культовых предметов были важнейшей составной частью всех месопотамских ритуалов с глубокой древности до конца этой цивилизации. Об этом см.: Емельянов В. В. Шумерские заклинания консекращш и представления о святости у шумеров//Палестинский сборник 35 (1998). С. 39-60.)
7b. Злые демоны-утуккуа.
(а Ассирийская билингва издана в: Thompson R. С. Devils and Evil Spirits. Vol. I. L., 1903, p. 1-211. Шумерские источники серии см.: Geller M. J. Forerunners to UDUG. HUL. Wiesbaden, 1985.)
7с. Кто ты?
7d. Уничтожение зла.
8а. Очистительные притирания.
8b. Злые демоны-асаккуb.
(b Асакку - демоны, имя которых образовано от собственного имени чудовища Асага, воевавшего с героем Нинуртой накануне весеннего равноденствия и шумерского Нового года. Старое издание: Thompson R. С. Devils and Evil Spirits, II, p. 2-43.)
8с. Знаки, (образованные) мукой.
9а. (Заклятие) головной болис.
(c Серия медицинско-магических заговоров, состоящая из 9 табличек. Старое издание: Thompson R. С. Devils and Evil Spirits, II, p. 44-97.)
9b. (Заклятие) боли в горле.
9с. Все заболевания.
10а. Юноша-лилу.
10b. Девушка-лилитуd.
(d 3 глиняные таблицы с заговорами против духов-лилу полностью не изданы. Первое филологическое издание фрагментов выполнено С. Лакенбахером (Revue dassyriologie 65 (1971), p. 119-154). Юноша и девушка-лилиту - демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает воздух, ветер; дух, призрак, по-аккадски лилу - ночь. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями. Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками - т. е. с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим - обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу, при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причем от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны).
10с. Фигуры замещенияc.
(c Имеются в виду глиняные статуэтки, замещающие либо больного человека во время снятия чар, либо колдуна, на которого наводится ответная порча. О типах этих изображений см.: Wiggermann F. A. M. Babylonian Prophylactic Figures. Amsterdam, 1986.)
11а. Дом омовенияd.
(d Ритуал царского омовения и очищения от грехов Бит римки издан в: Laessoe J. Studies on the Assyrian Ritual Bit rimki