похваляются строительством подобных морей. Построенное Ур-Нанше было посвящено Эа, богу-чародею, обиталищем которого традиция называет Океан. В определенных случаях воду следовало брать в месте слияния двух рек: Возьми воду в устье двух рек, над этой чистой водой произнеси свое заклинание...; человека, сына его Бога, окропи8. Один раз ритуал предписывает использовать воду из колодца, к которому не прикасалась ничья рука9. Особенно эффективна вода из Эреду, центра почитания Эа, бога-чародея: Я очистил свое тело чистой водой из источников, которые в Эреду10. Несколько раз рекомендуется морская вода11. Возможно, даже название море, данное храмовому бассейну, было призвано сообщить пресной воде свойства морской. Чаще всего вода используется в чистом виде; иногда в нее добавляется тамариск, маштакалъ, карликовая пальма, шалалу, кипарис и белый кедр12; или же тамариск, трава дилбат, финиковые косточки, трава пу, гипс, перстень, драгоценный камень, трава гам гам и кипарис13. Речь никогда не идет о погружении, это обычно окропление, простое либо совершаемое семь или два раза по семь раз14; для изгнания демона под названием рабицу15 оно не требуется. Иногда следует очистить определенную часть тела, руки, лоб или рот16. Наконец, случается, что воду необходимо выпить: Из чистого тиширу выпей чистую воду17.
Иногда, как это можно заметить в только что процитированных текстах18, над водой, предназначенной для омовения, полагается прочитать заклинание. В этом случае вода оказывает действие посредством не только своих основных свойств, но еще и особой силы, которой наделяет ее заклинание. Тогда физический ритуал омовения сочетается с вербальным, который мы изучим в дальнейшем. Однако если верить огромному количеству текстов, в которых вода применяется без всяких упоминаний о предварительных церемониях, призванных сообщить ей новые свойства, чаще всего оказывается достаточно простого омовения19.
Выглядит правдоподобным, что омовения обычно совершались в особом месте, называемом бит римки (bit rimki), дом омовений. В магических текстах бит римки упоминается несколько раз. Эа, говоря о больном, указывает своему сыну Мардуку: Принеси его в дом очистительных омовений20. Ритуал для магов также назывался бит римки, это слова, которыми начинается первая табличка21. Она предписывает магу построить бит римки в сельской местности22. Значит, это, вероятно, была временная постройка, может быть, просто палатка или шалаш, сооружавшийся специально для этого случая и уничтожавшийся после церемонии, так как в нем жертва колдовства должна была оставить свою нечистоту. Я бы даже с удовольствием предположил, что рекомендация строить бит римки в сельской местности или пустыне (ина цери (ina seri), в обоих смыслах) имела в основе боязнь возможного заражения. Добавим, что, прежде чем туда войти, пациент иногда совершал предварительное омовение и облачался в ритуальные одежды23, которые, по-видимому, были черными, так же как и одеяние экзорциста24.
При том, что ритуальное очищение было чисто символическим, считалось, что оно может совершаться не только водой, но также и посредством всех веществ, признававшихся чистыми. Так, очищению способствовали сливочное масло, молоко, сливки, медь, серебро и золото25. Металлы оказывали действие лишь, так сказать, посредством своего присутствия, выражалось пожелание, чтобы больной стал чистым, как медь, к которой он, возможно, прикасался, и которая, в любом случае, должна была фигурировать в церемонии. Съедобные вещества съедались: из чистой тарелки ешь чистую пищу26. По-видимому, совершенно особенной репутацией обладало молоко рыжих коз27.
Мы привыкли считать благовония компонентом жертвоприношения. Ассирийцы использовали их также при окуривании, сопровождавшем омовение, дабы не оставить никаких сомнений в достижении желаемого эффекта28: целью окуривания было очищение пострадавшего от колдовства. Чаще всего употреблялся кипарис29, иногда харру30. Иногда указывается, что вещества должны сжигаться на дровах из колючих растений
Глава VI
РИТУАЛЫ РАЗРУШЕНИЯ. ПОРЧА
Самого по себе очищения может быть достаточно для борьбы с колдовством: на основании символики, о которой говорилось выше, оно просто-напросто смывает чары, которые исчезают подобно пятну. Однако обычно оно служит лишь прелюдией к другим ритуалам, играющим не меньшую роль в магической драме. Можно полагать, что при омовении вода принимает скверну на себя: ритуал очищает пострадавшего, но не уничтожает чары, они остаются в использованной при омовении воде, как потенциальная