несомненно, испытывал по отношению к женщинам такие же бессильные желания80.
Лилит - единственный ассирийский демон, который определенно встречается у других семитских народов, причем память о нем сохранялась у них непрерывно вплоть до современной эпохи. Исайя, предрекая бедствия, готовые обрушиться на Едом, говорил: Животные пустыни будут там встречаться с шакалами, и саиры будут перекликаться один с другим; лишь Лилит будет там обитать и находить себе покой81. Иудеи до настоящего времени верят во вредоносную силу Лилит82 и пишут на ложе роженицы и на каждой из четырех стен жилища: Адам и Ева, прогоните Лилит! О Лилит упоминается в сирийских записях ритуалов экзорцизма, которые были опубликованы Голлендом, и заклинаниях на магических чашах из Британского Музея и Лувра83.
Намтару и асакку отчетливее, чем все прочие демоны, олицетворяют болезни, поражающие человека. Они почти всегда упоминаются вместе, а вслед за ними - пагубная (mursu la tabu) или сильная болезнь84. Они квалифицируются как мучительные и неизлечимые: mursu sa amela la umassaru85. Шумерское название намтару (намтар) означает того, кто пресекает жизньa;(Буквально нам-тар - отделять (= определять) судьбу.) возможно, это чума. Асакку (азаг) - тот, кто лишает сил. В нисхождении Иштар в преисподнюю мы видим, как Намтар, посланник Аллат, по приказу своей госпожи поражает богиню, которая дерзнула проникнуть в царство мертвых, землю, откуда не возвращаются, чтобы отыскать и вернуть к жизни своего возлюбленного Таммуза: Иди, Намтар... напусти на Иштар шестьдесят болезней, глазную болезнь - на ее [глаза], болезнь боков - на ее [бока], болезнь ног -на ее [ноги], болезнь сердца - на ее [сердце], болезнь головы - на ее [голову]86.
В ассирийских тестах упоминаются, правда, очень редко, еще некоторые демоны, которые не входят в только что изученную нами группу. Это, прежде всего, халлулай87, название которого происходит от корня hll, прятаться в норе, и обозначающего также разновидность мух; кроме того, холлу лай - это имя бога Шулпаэа. В то же время его называют демоном, который посылает сновидения, ilи sa2sutti.
Накму и накимту, имена которых в магических текстах88 можно обнаружить только единожды, по-видимому, олицетворяют какую-то болезнь.
Наконец, шеду, которого мы только что призывали вселиться в тело больного, не является однозначно дружественным демоном. Существует также шеду лемну, или злой шеду, который опустошает небо и землю и угнетает людей89. Возможно, что, в определенных случаях, шеду, подобно утукку, это, скорее, родовое название демонов, чем обозначение особой категории духов.
Список демонов, который мы только что изучили, очевидно, не исчерпывает всех порождений ассиро-вавилонской фантазии. Но, помимо того, что было бы не слишком интересно увеличить его за счет нескольких дюжин названий, которые так и остались бы лишены смысла и к которым мы не смогли бы добавить даже эпитета, на неполноту нас обрекает невозможность с уверенностью отличить существа, которых ассирийцы, возможно, рассматривали как настоящих богов, от простых демонов, при том условии, что риск причислить первых к последним для нас нежелателен. В принципе, для того чтобы задать критерий для нашей классификации, существует определитель (dingir), который обозначает бога и должен стоять только перед именами богов. Однако его употребление писцами ограничено не настолько строго, чтобы мы могли рассматривать присутствие или отсутствие этого знака в качестве достаточного основания. Так, в ряде случаев определитель божества предшествует названиям галлу90, ламашту91, лабацу92 и намтару93, которые в наших текстах упоминаются в числе утукку определенно являются демонами. Более того, мы не можем классифицировать вышестоящие по отношению к человеку существа, исходя из их благотворного или вредоносного воздействия на него. Боги часто притесняют его, даже не всегда имея повод для злобы, и, как мы видели, одни и те же гении поочередно то призываются как оказывающие помощь, то изгоняются как пагубные. Демоны едва ли менее могущественны, чем боги, и мы даже видели, что иногда они успешно с ними борются. Следовательно, бога от демона отличает вовсе не физическое превосходство, которое к тому же достаточно трудно измерить. Различие следует искать, скорее, в природе отношений, которые человек устанавливает между собой и сверхчеловеческими сущностями; только богам он поклоняется, обращается к ним с молитвой и приносит дары; в связи с демонами речь идет лишь о заклинании, самое большее, о приношении пищи с целью подкрепить,