заговор от колдовства13, который называет утукку, алу, этем му (etemmu), галлу (gallu), злого илу (ilи), рабицу (rabisu), ламашту, лабацу (labasu), аххазу, лилу (lilu), ардат лили (ardat lili), намтару (namtaru) и асакку (asakku). Каждое из этих имен обозначает не персону, а вид демонов. Говоря об этих демонах, тексты сообщают: Их семь, и, несмотря на то значение, которое вавилоняне приписывали этому числу, нам, без cомнения, следует, не воспринимая его буквально, подразумевать под ним гораздо большее количество, если мы не хотим войти в противоречие с текстом вроде следующего: Их семеро, богов просторного неба; их семеро, богов просторной земли; их семеро, алчных богов; их семеро, богов вселенной; их семеро, злых богов; их семеро, злобных ламашту, их семеро, злых бедствий лабацу, их семеро в небесах, их семеро на земле; или другого: Их семеро, их семеро, их два раза по семь.
Подобно лилу или ламашту, утукку - это демон определенного вида, но, как кажется, это название так же часто использовалось для обозначения демонов вообще14. Несомненно, именно в этом смысле в заклинании упоминаются утукку равнины и утукку горы, утукку моря и утукку гробницы15. Зачастую сложно сказать, должно ли его описание, которое дается в заклинаниях, подразумевать собственно утукку или демонов вообще; мы тоже объединили под этим названием все те проявления, которые не являются чертами своеобразия того или иного демона, и именно с этой оговоркой следует взирать на портрет, который мы попытаемся нарисовать.
Утукку осуществляет власть зла в небе, на земле и под землей; он одновременно является отпрыском, которого породил Ану, бог небесных пространств, нежно любимым сыном Бела, владыки земли, и потомком Эрешкигаль или Аллат, властительницы ада16. Утукку легко сравнить с безмерными бурями, которые обрушиваются с небес; они - буря, грозовая туча, неистовый ветер, ураган, вихрь, опустошающий страну, они сеют бурю; первый из семи - южный ветер, шестой - приближающийся вихрь, седьмой - грозовая туча, неистовый ветер; они - ураган, который в небесах яростно пускается в погоню, они - плотная грозовая туча, навевающая мрак на небесах; они -буря, которая приближается и среди белого дня порождает тьму; они совершают нападение с неистовым ветром, бурей, они - ливень Адада, они стоят справа от Адада; они приближаются как потоп17. Итак, представляется, что, по крайней мере по происхождению, они являются персонификацией разрушительных атмосферных стихий и именно в этом смысле служат вестниками Ану18. Они враждуют с Эа19, поскольку этот бог, являющийся покровителем человечества, открыл людям магические формулы, при помощи которых можно отогнать утукку. Напротив, они - гузалу, то есть опора трона Аллат, царство которой они призваны заселить, а также достойные сыновья и вестники Намтара, бога чумы. Они шествуют перед Нергалом, богом ада. Царем их является Аламу, родственную связь которого с Нергалом я установлю ниже20. Принадлежа до некоторой степени к божествам, они все же уступают им в силе и представляют собой не более чем, если так можно выразиться, божественные отбросы, они плевок из желчи богов21. Иногда утукку оказываются помощниками богов22, но чаще всего по отношению к ним они не менее враждебны, чем к людям; они их не боятся23 и даже дерзают атаковать. Лунное затмение является следствием их победы над богом Сином; доблестный Шамаш, могущественный Адад с самого начала оказываются неспособны противостоять им, и Белу приходится прибегнуть к помощи великого мага Эа. Они нападают на бога огня Гирpу и одолевают его24. На небесах им ничто не препятствует25; на земле они не знают преград по более веской причине: высокие ограды, плотные ограды, они проходят сквозь них как поток; они бросаются из дома в дом; двери не останавливают их; засов не заставляет их повернуть назад. Как змея они проскальзывают сквозь дверь, как ветер они врываются сквозь половицы26. Тексты и барельефы часто изображают их с крыльями27. Злоба их равна их могуществу: они злобны, они злобны, настойчиво утверждает одно заклинание; они - первопричина зла28, и нет надежды ни смягчить, ни убедить, ни привлечь их к себе, так как они не знают ни милосердия, ни разума, ни преданности и не внемлют ни молитвам, ни просьбам29. Им приписываются самые разные злодеяния: это они отрывают женщину от груди мужчины, похищают сына с колен отца30; они питаются человеческим мясом и пьют кровь, они нарушают сон и препятствуют принятию какой-либо пищи31, и, согласно одному поразительному образному выражению, перемалывают людей в