терминами, начинают раскрывать свои тайны. Первым на этот путь бесстрашно вступил г-н Циммерн, опубликовав свой труд Ритуальные таблички для предсказателей, заклинателей и певцов Ritualtafeln fur Wahrsager, Beschworer und Sanger. Там можно получить не одну интересную деталь, которую пришлось бы напрасно искать в заклинаниях.
Большая часть религиозных текстов, которыми мы располагали до настоящего времени, происходят из библиотеки Ашшурбапипала, которую частично раскрыли для нас раскопки Куюнджика. Их происхождение подтверждается конечной надписью, повторяющейся одинаковым образом почти на всех этих табличках, и примеры которой можно в большом количестве обнаружить в наших магических текстах5. У нас также есть несколько текстов, происходящих из частных библиотек; так, одна из копий первой таблички Маклу6 принадлежала Набубанунни. Судя по стилю, она также относится к эпохе Ашшурбанипала. Его правление началось в 668 и закончилось около 626 г. до и. э., следовательно, если собранные в его библиотеке документы были оригинальными, мы располагаем текстами лишь очень недавней эпохи7. Однако, как можно было бы предположить и как позаботились сообщить нам писцы, эти таблички являлись точным воспроизведением очень древних текстов. Действительно, зачастую после начальной строчки мы можем прочитать надпись: kima labirisu satirma bari, что значит: скопировано в соответствии с оригиналом и сверено. Кажется, что для Ассиро-Вавилонии период создания оригинальных текстов закончился в достаточно отдаленную эпоху: в любом случае благоговейное копирование древних книг не прекращалось никогда. Копирование гимнов, написанных, как представляется, не позже правления Хаммурапи (1792-1750 г. до н. э.)8, продолжалось и в эпоху Аршакидов, в 81 г. до н. э. Если бы даже сами писцы явным образом не известили нас о том, что исполняли работу копировщиков, мы смогли бы определить это по некоторым признакам. В наших текстах много раз встречается надпись hibessu, которая означает отбито и указывает на то, что уже древним писцам случалось иметь под рукой лишь один, поврежденный, экземпляр. Иногда объяснение бывает более полным, например, читаем: tuppi ul salim ul alsies, табличка повреждена, я не могу прочитать10. К тому же состояние текстов показывает со всей очевидностью, что они неоднократно редактировались и перестраивались. Так, Циммерн11 разъяснил, что искать пятую табличку Шурпу нет смысла; шестая следует за четвертой, что доказывает начальная строчка, которая заканчивает одну и начинает другую. Эта явная лакуна объясняется тем, что наши экземпляры четвертой и шестой табличек принадлежат к разным редакциям, неодинаково подразделявшим заклинания этой серии. Кинг также отметил следы многочисленных правок в молитвах ниш кати. В качестве примера он приводит12 такой текст: Siptu... beltu surbutu ummu rememtu asibat same elluti (Заклинание... величественная жена, милосердная мать, та, которая живет на сияющих небесах). В ? 6, где эта молитва обращена к богине Бау, она помещается между молитвами Сину и Шамашу; в копии D ей предшествует несколько ритуальных предписаний, в то время как в копии Е она оказывается первой. Мы встречаемся с той же самой молитвой в ? 7, где за ней идет молитва Ишаре, и в ? 4, где текст настолько изменен, что практически образует новое заклинание. Наконец, восьмая табличка серии Маклу предоставляет нам еще одно любопытное доказательство правки, которое, как я убежден, до сих пор не было замечено. Как я уже говорил, эта табличка указывает ритуалы, соответствующие каждому заклинанию, которое обозначается первой строчкой. Так, в строке 58 читаем: Заклинание, лучшее из заклинаний, отгоняющих [чары]. Он сделает изображение колдуна и колдуньи и поместит его в сосуд для омовения, и т. д.. Следом идут предписания, относящиеся к заклинанию Я омыл руки и очистил тело. Восьмая табличка без пропусков или перестановок перечисляет заклинания в том же порядке, что и предыдущие. Однако на седьмой табличке (стрк. 107-114) мы находим, между двумя только что процитированными, заклинание kisriki kussir, для которого на восьмой не имеется никакого ритуального предписания. Следовательно, заклинание kisriki kussir являлось более поздней вставкой по отношению к той редакции восьмой таблички, которой мы располагаем, если только нам не следует заподозрить ее переписчика в пропуске. Во всяком случае, отсутствие согласованности показывает, что текст подвергался более или менее произвольным переработкам со стороны переписчиков и что он старше эпохи Ашшурбанипала. К сожалению,Ассирийская Магия, страница 1Ассирийская Магия, страница 2Ассирийская Магия, страница 3Ассирийская Магия, страница 4Ассирийская Магия, страница 5Ассирийская Магия, страница 6Ассирийская Магия, страница 7Ассирийская Магия, страница 8Ассирийская Магия, страница 9Ассирийская Магия, страница 10Ассирийская Магия, страница 11Ассирийская Магия, страница 12Ассирийская Магия, страница 13Ассирийская Магия, страница 14Ассирийская Магия, страница 15Ассирийская Магия, страница 16Ассирийская Магия, страница 17Ассирийская Магия, страница 18Ассирийская Магия, страница 19Ассирийская Магия, страница 20Ассирийская Магия, страница 21Ассирийская Магия, страница 22Ассирийская Магия, страница 23Ассирийская Магия, страница 24Ассирийская Магия, страница 25Ассирийская Магия, страница 26Ассирийская Магия, страница 27Ассирийская Магия, страница 28Ассирийская Магия, страница 29Ассирийская Магия, страница 30Ассирийская Магия, страница 31Ассирийская Магия, страница 32Ассирийская Магия, страница 33Ассирийская Магия, страница 34Ассирийская Магия, страница 35Ассирийская Магия, страница 36Ассирийская Магия, страница 37Ассирийская Магия, страница 38Ассирийская Магия, страница 39Ассирийская Магия, страница 40Ассирийская Магия, страница 41Ассирийская Магия, страница 42Ассирийская Магия, страница 43Ассирийская Магия, страница 44Ассирийская Магия, страница 45Ассирийская Магия, страница 46Ассирийская Магия, страница 47Ассирийская Магия, страница 48Ассирийская Магия, страница 49Ассирийская Магия, страница 50Ассирийская Магия, страница 51Ассирийская Магия, страница 52Ассирийская Магия, страница 53Ассирийская Магия, страница 54Ассирийская Магия, страница 55Ассирийская Магия, страница 56Ассирийская Магия, страница 57Ассирийская Магия, страница 58Ассирийская Магия, страница 59Ассирийская Магия, страница 60Ассирийская Магия, страница 61Ассирийская Магия, страница 62Ассирийская Магия, страница 63Ассирийская Магия, страница 64Ассирийская Магия, страница 65Ассирийская Магия, страница 66Ассирийская Магия, страница 67Ассирийская Магия, страница 68Ассирийская Магия, страница 69Ассирийская Магия, страница 70Ассирийская Магия, страница 71Ассирийская Магия, страница 72Ассирийская Магия, страница 73Ассирийская Магия, страница 74Ассирийская Магия, страница 75Ассирийская Магия, страница 76Ассирийская Магия, страница 77Ассирийская Магия, страница 78Ассирийская Магия, страница 79Ассирийская Магия, страница 80Ассирийская Магия, страница 81Ассирийская Магия, страница 82Ассирийская Магия, страница 83Ассирийская Магия, страница 84Ассирийская Магия, страница 85Ассирийская Магия, страница 86Ассирийская Магия, страница 87Ассирийская Магия, страница 88Ассирийская Магия, страница 89Ассирийская Магия, страница 90