побудительный мотив к служению, говоря, что когда общее благо и ваш личный успех или благополучие противоречат друг другу, вы должны жертвовать собой, а не другим человеком.173 Эта идея служения, естественно, полностью противоречит обычному состоянию соперничества в жизни и эгоизму, привычно проявляемому средним человеком. Но человека, который пытается следовать за Христом и стремится в конце концов подняться на Гору Преображения, служение неизбежно приводит к возрастающему просветлению, а просветление, в свою очередь, должно найти свое выражение в обновленном и священном служении, и, таким образом, мы находим свою дорогу (благодаря служению своим собратьям) на том Пути, который прошел Христос. Ведь в конце концов, следуя по Его стопам мы достигнем способности жить как просветленные и подобные Христу мужчины и женщины в нашей нормальной повседневной жизни.
Каков же, следовательно, тот дар, который каждый из нас может принести миру, после того как мы изучим Жизнь Христа и пройдем с Ним мысленно от посвящения к посвящению? Мы можем стремиться к тому величию действий, которое будет искупать нашу природную посредственность и постепенно открывать божественность в каждом из нас. Каждый может стоять как маяк света, указывая путь в центр, откуда приходит Слово; и каждый может начать выражать в своей повседневной жизни некоторые из качеств Бога, которые с таким совершенством представил Христос, которые привели Его с триумфом с Горы Преображения вниз, в долину долга и служения, и которые дали Ему возможность идти вперед с непоколебимой решимостью к опыту на Кресте через триумф всеобщего восхищения и скорбь одиночества.
Хочется завершить эту главу словами Арджуны, сказанными им Кришне задолго до христианской эры, после откровения лишенной всяких покровов красоты, к которой он был допущен. Их уместность 171] бесспорна. Можно живо представить себе, что Св. Петр и Св. Иоанн говорили эти слова Христу, когда они открыли глаза и никого не увидели, кроме одного Иисуса. Возможно, эти слова можно применить и к нам, когда мы размышляем о Христе и нашем отношении к Нему:
Если, считая за друга, я говорил Тебе дерзко:
Эй, товарищ, эй, Ядава, эй, Кришна!
Не зная Твоего величья, беспечно предаваясь
порывам моего сердца;
И если, отдыхая и шутя, в игре за трапезой или в веселья час,
Не проявил я должной меры почитания к Тебе,
наедине с Тобой или со многими друзьями,
Молю тебя, прости мой грех, о благостный Господь!
Ты - Отец этого полного космического проявления,
движущегося и неподвижного.
Ты - Высший Духовный Учитель.
Нет ничего подобного Тебе. Как может существовать
кто-либо, более великий, чем Ты, в трёх мирах,
о Властитель неизмеримой силы?
Ты - Всевышний Господь, и каждое живое существо
должно поклоняться Тебе.
Поэтому я падаю ниц, чтобы выразить Тебе моё
глубочайшее почтение, и прошу Твоей милости.
Как отец к сыну, друг к другу, любящий к возлюбленной -
Будь так снисходителен ко мне, Боже!
Возрадовался я, узрев невиданное раньше, и мое сердце
трепещет от страха:
И я молю Тебя, яви мне Свой прежний образ, смилуйся,
о Владыка владык, Прибежище вселенной.174
ГЛАВА ПЯТАЯ
ЧЕТВЕРТОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ:
РАСПЯТИЕ
КЛЮЧЕВАЯ МЫСЛЬ
Огненный туман и планета,
Кристалл и клетка,
Медуза и ящерица,
И пещеры, где живут пещерные люди;
Затем чувство закона и красоты,
И лицо, отвернувшееся от праха, -
Некоторые называют это Эволюцией,
А другие называют это Богом.
Подобно приливам на серповидном морском берегу,
Когда месяц еще молодой и тонкий,
В наши сердца высокие устремления
Приходят, бурля и вздымаясь:
Приходят из мистического океана,
Который никто не пересёк -
Некоторые из нас называют это Устремлением,
А другие называют это Богом.
Сторожевая застава, застывшая на посту,
Мать, умирающая от голода ради своих детей,
Сократ, пьющий чашу цикуты,
И Иисус на кресте;
И миллионы скромных и безымянных,
Которые пробираются прямой, трудной тропой -
Некоторые называют это Посвящением,
А другие называют это Богом.
(Вильям Герберт Каррус)
175]
1. Теперь мы подходим к центральному таинству христианства и наивысшему из Посвящений, к которому могут устремляться люди как человеческие существа. О следующем посвящении, Воскресении, и связанном с ним Вознесении мы практически ничего не знаем, кроме того, что Христос воскрес из мертвых. Посвящение Воскресения покрыто завесой молчания. Все, что записано, - это реакция тех, кто знал и любил Господа, и последующие влияния этого события на историю Христианской