усилие многих жизней, направленных на постоянное совершенствование, как победу Бога внутри нас над нашей низшей природой, тоща задача становится возможной. Об этой возможности говорит и Порфирий, утверждающий, что человек, овладевший парадигматическими добродетелями, есть Отец Богов и что эти добродетели приобретались в Мистериях. Апостол Павел следует за своим Учителем и говорит совершенно в том же смысле, но, как и следовало ожидать от организатора Церкви, речь его отличается большею ясностью и определенностью. Читателю следовало бы перечитать со вниманием первую и вторую главы и первый стих четвертой главы из первого Послания к Коринфянам, не забывая при этом, что слова Апостола обращены к крещеным и принятым членам Церкви, полноправным с современной точки зрения, несмотря на то, что он называет их младенцами и плотскими. Они не были Катехуменами (оглашенными) или новообращенными, это были люди в полном обладании всеми привилегиями и всеми ответственностями членов Церкви, признанные самим Апостолом за отделившихся от мира, от которых можно было ожидать, что они действуют не как мирские. С современной точки зрения они действительно были полноправными членами Церкви. Подведем итог словом самого Апостола: И я пришел к вам возвещать свидетельство Божие не словами человеческой мудрости, но в явлении духа и силы. Воистину мы проповедуем мудрость между совершенными, но это - не человеческая мудрость. Мы проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков и которую никто из властей века сего не познал. Мудрость эта выше человеческого понимания, но Бог нам открыл это Духом Своим... Глубины Божии, которые никто не знает, кроме Духа Божия*24. Все эти духовные истины доступны только духовному человеку, в котором живет сознание Христа. И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе... ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Как мудрый домостроитель*25 я заложил основание, и разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Каждый должен разуметь нас как служителей Христовых и домостроителей Тайн Божиих. Может ли кто-нибудь, прочтя эти выдержки, не признать, что Апостол обладал божественной мудростью, данной ему в Мистериях, и что его Коринфские последователи не были еще в состоянии овладеть этой мудростью? И заметьте это постоянное повторение технических выражений: Мудрость, Мудрость Божия тайная, сокровенная Мудрость, доступная духовному человеку, о которой говорится только совершенным. Мудрость, из которой не духовные, младенцы во Христе, плотские были исключены и которая была известна мудрому строителю, хранителю Тайн Божиих.
Снова и снова ссылается Апостол на эти Мистерии. Обращаясь к Ефесянам, он говорит, что через откровение, иными словами через раскрытие, было ему дано разумение Тайн Христовых, чтобы все могли познать, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге*26. Об этой тайне он говорит к Колоссянам, что он сделался ее служителем, Тайны, сокрытой от родов и веков, ныне же открытой святым Его, заметьте - не миру и даже не христианам, а только одним Святым. Для них было раскрыто богатство славы в тайне сей. Какое же это было богатство? Христос в вас - многозначительная фраза, как мы сейчас увидим, из жизни Посвященного; так каждый человек должен был в конце концов познать мудрость и сделаться совершенным во Христе Иисусе*27. Ап. Павел просит Колоссян, чтобы Бог отверз нам дверь для слова возвещать тайну Христову*28, место, на которое Св. Климент ссылается, как на изречение, в котором Апостол ясно раскрывает, что знание принадлежит не всем*29. Так же пишет Ап. Павел к своему возлюбленному Тимофею, прося его выбирать своих дьяконов из тех, кто хранит таинство веры в чистой совести, эту великую благочестия тайну*30, которую он познал, и знание которой было необходимо для учителей Церкви. Следует иметь в виду, что св. Тимофей занимал важное положение как представитель ближайшего поколения христианских учителей. Он был учеником Апостола Павла, который передал ему руководство и управление над одной частью христианской церкви. Он был посвящен в Мистерии самим Апостолом, на что мы находим указания в технических выражениях, которые служат в данном случае ключом. Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами*31 - это обращение не более как торжественное благословение Посвящающего, когда он принимал посвящаемого. Но при этом присутствовал не один Посвящающий: