И сказал им: `Вам дано знать тайны Царства Божия, а тем внешним все бывает в притчах. И дальше: Таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать; без притчи же не говорил им, а ученикам наедине разъяснял все*1.
Заметьте эти полные значения слова: Когда же остался без народа и выражение а тем внешним. То же самое и в изложении Ап. Матфея: Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И приступивши к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах в поле*2. Предполагалось, что эти наставления, данные в доме, объяснявшие сокровенное значение Его учения, были передаваемы непосредственно от учителя к ученику. Следует отметить, что Евангелие дает аллегорическое мистическое объяснение, которое мы называем Малыми Мистериями, более же глубокое значение, как было сказано, давалось только Посвященным. И еще. Иисус даже своим Апостолам говорит: Еще много имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить*3. Это многое было, вероятно, сообщено после Его смерти, когда ученики видели Его говорящим о Царствии Божием*4. Всенародно сообщения эти совсем не давались, но кто поверит, чтобы они были забыты, а не передавались и далее, как бесценное сокровище? В Церкви сохранялось предание, что Христос посещал Своих Апостолов в течение продолжительного времени после своей смерти с целью дать им наставления; в известном трактате гностиков Pistis Sophia мы читаем: Случилось, что когда Иисус восстал из мертвых, он провел одиннадцать лет, говоря со Своими учениками и поучая их. Затем есть изречение, которое многие желали бы смягчить и объяснить иначе: не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями*6. Это правило имело и общее применение, но Церковь первых веков относила его, несомненно, к тайным поучениям.
Необходимо при этом прибавить, что слова эти в древнее время не звучали так грубо, как они звучат теперь; ибо слова псы, равно как чернь, нечестивый применялись к не принадлежащим к данному кругу, все равно будь это целое общество, или ассоциация, или народ, как это было у Евреев относительно всех язычников*7. Слова эти употреблялись также и для обозначения тех, кто был вне круга Посвященных, и мы видим, что их произносили именно в этом смысле в древней Церкви; те, которые не были допущены к Мистериям, рассматривались как находящиеся вне Царства Божия или духовного Израиля, прозвище, применявшееся в том же смысле.
Кроме слов Мистерия или Таинства употреблялись и другие названия для обозначения священного круга Посвященных или связанных с Посвящением: Царство, Царствие Божие, Царство Небесное, Тесный Путь, Узкие Врата, Совершенный, Спасенный, Вечная Жизнь, Жизнь, Второе Рождение, Один из малых сих, Малое Дитя. Значение этих слов становится ясным по тому смыслу, в каком они употреблялись в ранних Христианских Писаниях, а также в некоторых случаях и вне пределов Христианства. Так, термин Совершенный употреблялся Ессеями, имевшими в своих общинах три степени: Неофитов, Братьев и Совершенных. Совершенными были Посвященные и слово это употреблялось в древних писаниях по большей части именно в этом смысле. Малое Дитя было обычное имя только что посвященного, только что принявшего второе рождение. Когда мы узнаем условный смысл этих слов, многие темные и казавшиеся жесткими места становятся понятными. Некто сказал Ему: Господи! Неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут*8. Если эти слова принять в обыкновенном протестантском смысле - спасения от вечного адского пламени, - то изречение это было бы невероятно по своей жестокости. Нельзя допустить, чтобы Спаситель мира мог утверждать, что многие будут стараться избежать ада и войти в небеса, но это не удастся им. Если же слова эти отнести к тесным вратам посвящения и к избавлению от нового рождения, то они окажутся верными и естественными. И опять: Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их*9 . Следующее непосредственно за этими словами - предостережение против ложных пророков, учителей и темных Мистерий в высшей степени подводит к этому скрытому смыслу. Ни один исследователь не может не заметить тот же оттенок этих слов в других писаниях. Древний узкий путь знаком всем: эта стезя, трудная для ступания по ней, как острое лезвие бритвы*10.
Хождение от смерти к смерти тех, которые следуют по усеянному цветами пути желаний, которые не знают Бога,