на утверждении Я есмь, на неподдающемся анализу чувстве простого бытия, которое не несёт с собой никакого предиката, кроме расширения и сжимания. Я есмь больше - выражение удовольствия, Я есмь меньше - выражение страдания.
Рассматривая Я есмь мы находим, что оно выражается себя, в доступном для нас понимании, тремя различными способами:
1) внутренним отражением Не Я, это - Познание, корень мыслей;
2) внутренним сосредоточением - Воля, корень желаний;
3) расширением во вне - Энергия, корень действия; Я познаю или Я мыслю, Я хочу или Я желаю, Я обнаруживаю энергию или Я действую. Вот три утверждения единого неделимого Я, того, что сознает себя как Я есмь. Все аспекты его проявления могут быть подведены под одну из этих категорий. Я проявляется в наших мирах только под этими тремя видами: как все цвета происходят из трех первичных, так и бесчисленные проявления Я исходят все из воли, энергии и познания. Я желающее, Я познающее, Я обнаруживающее энергию
- это Я есть Единый в Вечности, и корень индивидуальности в Пространстве и Времени. Это Я мы и будем изучать в аспекте мысли как Познающего.
НЕ-Я КАК ПОЗНАВАЕМОЕ
Я, природа которого - познание, находит отраженным внутри себя множество форм и узнает через посредство опыта, что оно не может через них ни желать, ни действовать. Оно видит, что эти формы не подчинены его власти, как та форма, которую оно впервые начинает сознавать и которую оно (ошибочно, но неизбежно) отождествляет с самим собою. Оно познает, а эти формы не мыслят; оно хочет, а в них не происходит никакого желания; оно обнаруживает энергию, а в них не происходит никакого ответного движения. Оно не может сказать в них я познаю, я действую, я хочу; наконец, оно начинает видеть в них другие Я минеральных, растительных, животных, человеческих и сверхчеловеческих форм, и оно обобщает их всех одним всеобъемлющим словом Не-Я, т.е. то, в чём его как отдельного Я нет, то,
в чём оно не познает, не действует, не хочет. Таким образом, оно в продолжении долгого времени, на вопрос: что такое Не-Я? - отвечает следующей формулой: Все, в чём я не познаю, не хочу, не действую.
И хотя в конце концов, последовательно анализируя, оно должно
будет увидеть, что каждый из его проводников (исключая самую тонкую субстанцию, которая создает из него отдельное Я) есть так же не что иное, как часть Не-Я, как объект познания, т.е. Познаваемое, а не Познающий, однако, практически его ответ все же правилен. Действительно, оно никогда не будет в состоянии познать, как предмет отдельный от него самого, эту тончайшую, создающую из него особое я субстанцию, потому что существование этой субстанции необходимо для индивидуализации его и потому, что познать её Не-Я значило бы слиться во Всем.
ПОЗНАНИЕ
Для того, чтобы Я могло быть Познающим, а Не-Я - Познаваемым, нужно установить между ними определенную связь. Не-Я должно действовать на Я, и Я - в свою очередь - действовать на Не-Я, Между ними должен происходить обмен. Познание - это и есть установление этой связи между Я и Не-Я, и о природе этой связи мы будем говорить в следующей главе, а сперва необходимо ясно понять, что познание есть отношение. Это отношение заключает в себе двойственность: сознание Я и познавание Не-Я; присутствие этих двух факторов, взаимно связанных между собой, необходимо для познания.
Необходимо понять, что Познающий, Познаваемое и самый акт Познания
суть три вещи в одном, - иначе человек не будет в состоянии пользоваться силою мысли для настоящей её цели, - помощи миру. Согласно западной терминологии, разум есть Познающий, объект - Познаваемое; отношение, которое устанавливается между ними - Познание. Мы должны изучить природу Познающего, природу Познаваемого и природу того отношения, которым устанавливается это отношение. Уяснив себе это, мы сделаем огромный шаг вперед по пути к Познанию самого себя, т.е. к мудрости.
Мы тогда будем в состоянии помогать окружающим нас, сделаемся помощниками и защитниками, потому что настоящая цель Мудрости и состоит в этом: одухотворенная любовью, она должна поднять мир из глубин его скорби к познанию, в котором все страдания навсегда прекращаются. Такова наша задача, потому что, как говорится в книгах народа, обладающего древнейшей и вместе с тем глубочайшей и мудрейшей наукой о душе, цель философии - положить конец страданию. Это - цель каждого Познающего, ради этого и стремится он к познанию. Окончить страдание - это конечный смысл для философии, и не истинна та мудрость, что не ведёт к нахождению МИРА.
Глава первая
ПРИРОДА