папуасов. У них есть понятие куш, которым обозначают тело умершего, а после его сожжения - особую оставшуюся от человека тело или субстанцию. Папуасы не считают, что куш - это душа человека: душа не может сохраняться после смерти, тогда как куш начинает жить после кремации. Далее Токарев пишет, что и в Африке у большинства народов отмечается четкое различение двух представлений - представлений о душе живого человека и о духе умершего. Первая исчезает в момент смерти, второй появляется именно в этот момент.
В работе Токарева, написанной во времена государственного атеизма, присутствует настойчивое желание найти даже у анимистов отрицание посмертной жизни души. Поэтому о составе внутреннего человека он говорит кратко и вскользь, как о всем известном факте, но этнологические данные, где описывается посмертное разрушение души, приводит подробно и многократно. Советский этнолог, однако, упускает из виду, что анимисты, говоря о разрушимости души, имеют ввиду только низшие, витальные структуры. Дух же - высшая часть человека, по мнению сторонников племенных культов, продолжает жить в инобытии. А начинает жить только после смерти он потому, что до этого сокрыт в сердцевине внутреннего человека, и является тайной даже для самого живущего. Подробным рассмотрением проявления духа после смерти Токарев, наверное, сам того не желая, иллюстрирует слова апостола Павла: сеется тело душевное, восстает тело духовное. (2 Кор. 15:44) Веру народов Западной Африки в многосоставность души описывает и другой советский исследователь - В. Р. Арсеньев. Согласно ему, местные анимисты воспринимают жизненную силу ни как материальную субстанцию, своего рода овеществленное дыхание. Помимо ни все живущее имеет особую энергию ньяма. Она определяет индивидуальные черты особи и после смерти организма начинает независимое от прежней оболочки существование.
О подобных верованиях сообщает и французский исследователь религии африканских народов Б. Оля. ...Бамбара имеют две, йоруба - три, а фон - четыре души. Согласно местным племенным верованиям, у каждого человека есть какое-то количество жизненной силы. Она распространена по телу, но имеет некоторое сосредоточение в каком-либо органе, крови или дыхании. Эта жизненная сила может стать жертвой колдуна - пожирателя душ, котороый с помощью энергетитческого двойника, покидает тело и нападает на людей. Если колдуну удавалось пожрать жизненную силу жертвы, то ее душа поддерживала все деяния покорившего ее человека. Здесь описывается три души: смертная витальная сила, двойник, и душа - индивидуальноео сознание.
Представители племени тораджа (Индонезия, остров Калимантан) различают во внутреннем человеке жизненную силу иноса, душу-призрак таноана и душу-сознание аннга.
Как видим, анимистическое описание души весьма сложно, но в ней нет никакой путаницы, как утверждали первые, идущие вслед за колонизаторами, этнологи. Сторонники племенных культов выделяют во внутреннем человеке некую витальную структуру, ответственную за жизнь; она, присуща не только человеку, но и всем живым существам. Далее идет личность, сознание, я - то, что в западной культуре принято называть душой. Анимисты признают также существование души-призрака, двойника. Посмертную судьбу двойника описывают по-разному: чаще всего он через короткое время разрушается, но иногда его существование продолжается годами (возможно, его долголетие зависит обстоятельств смерти или силы владельца). И, наконец, сообщается о четвертой нетелесной составляющей человека, превосходящей его индивидуальное я - духе. Дух и личностное сознание бессмертны, но посмертная участь у них различна: один идет на Небо или в преисподнюю, а другой перевоплощается.
Конечно, такое описание очень общо: каждая система анимистических верований по-своему повествует о загробной участи. Однако, четырехчастное разделение внутреннего человека, как будет показано далее, встречается практически во всех религиозно-мистических системах.
Посмертную судьбу низшей, витальной части души анимисты определяют однозначно - она гибнет вместе со смертью тела (иногда такую участь отводят и индивидуальному сознанию). Ее разрушение чрезвычайно схоже с распадом энергетического кокона - очевидно, что анимисты и толтеки описывают один и тот же процесс. Но сторонники племенных культов не считают, что разрушение витальной структуры означает уничтожение души/духа и полное исчезновение человека. Он продолжает жить в потустороннем мире, причем даже в нескольких ипостасях. Это мнение анимистов основывается не на умозрительных