ее посмертной участи. Это часто ставило исследователей в тупик, и они решали, что аборигены совершенно не в состоянии объяснить свое понимание человеческой души. Некоторые этнологи, получив несколько ответов на один, как им казалось, вопрос, создавали свои, весьма далекие от первичной информации аборигенов, интерпретации услышанного.* Развивающаяся этнология преодолела многие недостатки, и теперь понятно, что это ученые прошлого века находились в плену собственных стереотипов и совершенно не могли понять своих информантов. Если внимательно проанализировать данные этнологов, то обнаруживаешь, что сторонники племенных культов, принадлежавшие к разным этносам и жившие в разные времена описывают душу примерно одинаково. Она для анимистов множественна, но это не несколько я в одном сознании, а несколько уровней нетелесного бытия человека.* Первый уровень - некая витальная структура, дающая силы жить и действовать. Такая структура есть у всех живых организмов. Второй уровень - само сознание, индивидуальность, я, личность, действующая в этом мире. Третий уровень - особая форма сознания, двойник, призрак, тень и т. д . Он активизируется при выполнении религиозных магических практик и может, покидая тело, встречаться с духами и посещать другие миры. И четвертый уровень - дух, некое вечное начало в человеке, превосходящее его личность. Встречается и более подробное деление, бывает и более простое - на два-три уровня.** Самое важное для нас: у всех структур души а точнее, внутреннего человека разные свойства, которых ждет после смерти тела, соответственно, различная участь.*** Анимистические описания сложноструктурной души приводятся уже в работе отца этнологии - Э. Б. Тайлора - Первобытная культура, вышедшей в 1871 году. Анализируя верования первобытных народов, ученый прежде всего отмечает, что, по мнению дикарей-философов, у каждого человека есть жизнь и есть призрак. Данные свойства человека являются, считает Тайлор, проявлениями одной и той же души, ошибочно разделяемые архаичным человеком. Однако из приводимых описаний видно, что дикари разделяли простую душу на различные сущности, основываясь на своем мистическом опыте. Очевидно, что и посмертные судьбы душ они описывали, исходя из результатов своего видения, а не капризов первобытной фантазии. Туземцы островов Фиджи различают темную душу человека или тень, которая идет в Аид, и его светлую душу, или отражение в воде, которое остается там, где он умирает. Малгаши говорят, что сайна, или ум, исчезает при жизни,**** айна, или жизнь, превращается в воздух, но матоатоа, или дух, носится над могилой. Карены различают ла, кела, которые могут быть представлены как личные жизненные духи, и тхах, представляющее ответственную нравственную душу. Учетверение души у кондов заключается в следующем: первая душа переходит в блаженное состояние и возвращается к Бура, великому божеству; вторая остается среди племени кондов на земле и возрождается из поколения в поколение... третья душа отправляется в потустороннее странствование, оставляя тело в безжизненном состоянии, и эта-то душа может переходить на время в тигра и в наказание испытывать различные муки; четвертая душа умирает вместе с распадением тела.
О многоуровневой душе пишет в своей знаменитой книге Золотая ветвь и другой этнологический авторитет - Дж. Фрэзер. Батаки полагают, что у них имеется семь, а по более скромным подсчетам - три души... Часть даяков с острова Борнео и с Малайского полуострова верит, что у человека есть семь душ. Альфуры из Посо на острове Целебес придерживаются мнения, что у человека есть три души. Какова посмертная судьба этих душ после смерти - Фрэзер не указывает (наверное, считал это малозначимым), но вполне обоснованно сделать вывод, что различная.
Советский этнолог С. А. Токарев в работе Первобытная религия обращает свое внимание на различение анимистами души живого человека от духа умершего. Сторонники племенных культов посмертный дух называют иначе, нежели душу живого. У австралийцев аранда душа живого человека называется куруна, а дух умершего - лтана... На меланезийском острове Флорида душа человека называется тарунга (у свиней тоже имеется тарунга), дух умершего - тиндало, то же различие проводится на островах Изабель и Сан-Кристобаль. То, что душа животного и человека имеет одно название, дает право предположить, что под тарунга подразумевается низшая витальная структура, присущая всем организмам. Очевидно, что она гибнет после смерти, а дух тиндало продолжает жить.
Таким же образом Токарев описывает верования