его короток. Но если сила воина грандиозна, танец его исполнен фантастического великолепия. Однако независимо от того, мала его сила или неизмерима, смерть должна остановиться... Этот танец есть рассказ воина о том тяжелом труде, каким была его жизнь, и смерть должна ждать, ибо ей не под силу одолеть воина, пока танец его не будет завершен.
Вывод об окончательной смерти стал основой мировоззрения толтеков и главным стимулом для их весьма рискованных занятий. Убеждение, что они очень скоро исчезнут из этого мира навсегда, заставляло магов переделывать себя и свою жизнь с огромной энергией. С их точки зрения, обычные люди, не отдающие себе отчета в скорой гибели, заполняют свою жизнь бесполезной суетой, бесконечной глупостью. Для воина же смерть - вызов, поэтому его жизнь - борьба с собственной аннигиляцией, становится возвышенной и осмысленной. По сути, без убежденности в скорой смерти не было бы самих новых видящих и их абстрактной магии.
Дон Хуан требовал от Кастанеды, чтобы он сосредоточил внимание на смерти, отбросив сожаление, печаль и тревогу. Сосредоточить внимание на том факте, что у тебя нет времени. И пусть действия твои текут соответственно. Пусть каждое из них станет твоей последней битвой на земле. Только в этом случае каждый твой поступок будет обладать законной силой. А иначе все, что ты будешь делать в этой жизни, так и останется действиями робкого и нерешительного человека... Если тебе предстоит умереть, у тебя просто нет времени на проявления робости и нерешительности. Нерешительность заставляет тебя цепляться за то, что существует только в твоем воображении. Пока в мире - затишье, это успокаивает. Но потом этот жуткий таинственный мир разевает пасть, намереваясь тебя проглотить, и ты с полной очевидностью осознаешь, что все твои проверенные и надежные пути вовсе такими не были. Нерешительность мешает нам испытать и полноценно использовать свою судьбу - судьбу людей.
На идее окончательной и полной смерти толтеки построили впечатляющую религиозную систему. В ней, как в каждой конфессии, сообщается о трансцендентном источнике бытия и жизни, о потусторонних мирах и силах, помогающих и враждебных человеку, об особой цели человеческого существования - приобретении полной свободы и бессмертия. Выработана своя система практик, ведущая к желаемому результату. Учение о безупречности и дисциплине как адекватном расходовании энергии, требует от магов того же, что и этические правила религиозных систем: смирения, целомудрия и нестяжания. Однако во взглядах на душу и посмертную судьбу человека толтеки непримиримо расходятся со всеми конфессиями.
Почему, в отличие от Правила, традиционные религии учат о продолжении жизни в инобытии? Может быть мистики других религиозных систем просто не смогли воспринять неизбежный разрушительный финал каждого человека? А может быть сами видящие ошиблись в своем приговоре?
ГЛАВА ВТОРАЯ АРХАИЧНЫЕ ВЕРОВАНИЯ АНИМИЗМ
Первичной религией человечества принято считать анимизм. Этим термином многие исследователи религии обозначают комплекс различных культов, основанных на вере в духов - потусторонних невидимых существ, связанных с силами природы и влияющих на человека. Считается, что анимизм является главной формой архаичной веры и присущ человеческому обществу на ранних стадиях развития. Сам термин был введен в XIX веке знаменитым английским этнологом Э. Б. Тайлором. Он обозначил им первобытную религию, созданную, по его мнению, дикарем-философом, пытавшимся понять причины бытия. Сейчас употребление этого термина часто подвергается критике - его противники считают, что вера в добрых и злых духов в значительной степени присутствует в религиях, сформировавшихся в историческое время. Некоторые этнологи предлагают пользоваться термином племенные культы, которые подразделяются на тотемизм, шаманизм, нагуализм, культ тайных союзов и т. п. В этой работе верования будут обозначаться обоими терминами: анимизм и племенные культы. Шаманизм, содержащий в себе не только культ потусторонних сил, но, прежде всего, особую технологию экстаза, доступную лишь избранным и существующую в достаточной степени параллельно с общеплеменными верованиями, будет рассмотрен отдельно.
Как только первые европейские этнологи познакомились с племенными культами, у них сразу возникли трудности с анимистическим пониманием внутреннего человека. Ученые, привыкшие к созданному христианскими теологами-рационалистами описанию души как простой и неделимой структуры, получали от своих диких информантов сразу несколько вариантов