ламассу. Также в людях присутствует элемент божественного, духовный дар илу.
Как представляли, или, быть может, видели процесс умирания жители древней Месопотамии - Оппенхейм не описал, скорее всего, данных на эту тему просто не сохранилось. Известно только, что шумеры и аккадцы признавали загробную жизнь (о чем свидетельствует, в частности, Эпос о Гильгамеше). По аналогии с уже знакомым распределением душ в анимизме, шаманизме и в других религиозно-мистических системах (они рассматриваются ниже), можно сделать следующее предположение: жизненная сила шеду гибнет вместе с телом, душа-индивидуальность ламассу попадает в подземное царство мертвых, а илу - дух, дар Бога возвращается к своему Творцу. Также можно предположить, что двойник шимту остается над могилой и рассеивается через какой-то срок (как описывается в других религиях). А возможно, жители Двуречья, также как древние египтяне, оставляли ему место в посмертном бытии. Судьба, доля иштару, по смыслу весьма близкая карме индуизма и буддизма, после смерти, возможно, трансформировалась и доставалась новой душе-индивидуальности. Но это только предположения.
* Как уже было сказано, это лишь одно из предположительных значений.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ ВОСТОКА И ЕГИПТА ЗОРОАСТРИЗМ
В свое время легендарный пророк Зороастр отверг традиционных арийских богов и провозгласил новую веру, основанную на Откровении, полученном от Ахура-Мазды - Господина Мудрость (Ормузд, Ормазд - написание имен зороастрийских богов и имени самого создателя религии у разных авторов несколько различаются). За столетия она распространилась в границах Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской империй. Более тысячи лет зороастризм господствовал в Иране и Средней Азии. Наступление ислама практически уничтожило это учение; лишь небольшие общины в Индии и Иране продолжают его исповедовать.
Когда проповедовал Зороастр - точно не известно, ученые называют даты от XVI века до нашей эры, до традиционной - VI век до нашей эры. Место провозглашения учения известно весьма приблизительно - где-то на востоке Средней Азии (указывают даже на район реки Иртыш). Спорна и сама суть религии. Традиционно было принято считать ее дуалистической, то есть провозглашающей борьбу двух равных начал Вселенной: доброго и злого. Но сейчас многие ученые считают, что изначально Зороастр проповедовал монизм - господство единой доброй Силы.* Израильский ученый Дан Шапира определяет зороастризм как религию в целом монотеистическую, но с элементами дуализма в своей психологии и монотеистическую в своей эсхатологии.
Разделение человека на смертную и вечную части содержится в самой проповеди Зороастра: Дух человеческий, как дух, нисшедший с неба, и существующий независимо от тела, живет и по разрушении его и исчезновении жизненной силы. После смерти тела он восходит на гору Альберда, от которой к жилищу Ормузда... ведет мост... Сикват, страшный для нечестивых и безопасный для праведных. Только те проходят через него, кто верно служил Ормузду; нечестивый же низвергается в бездну ада.
В священной книге зороастрийцев - Авесте, есть описание витальной силы. Она отождествляется с Вахуфрйаной - ипостасью Атара - священной стихии огня. Вахуфрйана - это огонь, который в телах животных и людей, он переваривает пищу и согревает тело (труп коченеет, потому что Атар-Вахуфрйана покидает мертвую плоть), его видимое проявление - блеск в глазах.** Известно и зороастрийское описание внутреннего человека. Согласно Шапира, в этом религиозном учении содержится несколько вариантов описания многослойной души. Первый вариант: у человека есть душа руван, живая душа гиан, предсуществующая душа фраваши и сознание бод. Верховное место здесь занимает руван, а живая душа понимается как витальная структура.
Второй вариант: живая душа слита с сознанием. Есть та же душа руван, предсуществующая душа фраваши, и появляется форма - эвенаг. Живая душа и сознание связаны с телом, и, очевидно, заканчивают существование вместе с ним. Форма и предсуществующая душа являются потусторонними сущностями, и, принадлежа человеку, одновременно находятся как бы в другом измерении. Душа руван остается бессмертной сущностью, но принадлежит, находясь в теле, только этому миру. Третий, самый поздний, вариант просто разделяет душу на телесные, душевные и духовные компоненты.
Посмертное состояние души с точки зрения зороастризма такое: форма-эвенаг хранится после смерти у благого Творца - Ормазда, в то время как остальные душевные сущности пребывают с потусторонними силами, ответственными