будто камень под- вергся сильнейшему удару.
Традиционная египтология относит гранитный затвор к числу мер безопасности для защиты гробницы фараона. Некото- рые авторы полагают, что он был встроен в пирамиду с самого начала и, вероятно, играл какую-то символическую роль. Более прагматическая версия состоит в том, что гранитные блоки были спущены на место для того, чтобы запереть там бога Мардука.
Но каково было изначальное назначение затвора? Обычно по- лагают, что эти гранитные блоки действительно были спущены и установлены в нынешнем положении для того, чтобы запе- реть пирамиду. То обстоятельство, что они так точно прилегают к полу Восходящей галереи, послужило для некоторых инжене- ров основанием утверждать, что они были изготовлены на мес- те, именно там, где находятся сейчас. Однако эта концепция маловероятна с точки зрения внутренней конструкции. Петер Лемезюрье установил, что Восходящий коридор в одном месте резко сужается от ширины в 41 дюйм сверху до 38 дюймов вни- зу, что гранитный блок вытесан клином так, чтобы он точно входил в нижнюю секцию коридора. Таким образом, тот факт,
что эти блоки находятся ныне в нижней части Восходящего ко- ридора; совсем не случаен. А то,-что верхняя часть блока слома- на, может свидетельствовать о том, что он был сброшен в кори- дор откуда-то сверху - из верхней части пирамиды.
Где же изначально находились гранитные блоки затвора?
Ширина блока 41 (2 королевских кубита) равна ширине ко- ридора камеры царицы и коридора камеры царя, и это наводит на мысль, что блоки вначале стояли именно там. А с другой стороны, ширина пола Большой галереи от одной кромки до другой также равняется 2 королевским кубитам.
Трудно сказать, почему для того, чтобы запирать вход в ка- меру царицы, был применен гранитный затвор. К чему, спра- шивается, здесь гранитные блоки, когда все помещение сделано из известняка? Может быть, они установлены здесь таким обра- зом, чтобы загородить проход к камере царя? Действительно, камера царя полностью выстроена из гранита, но вход в нее и без того был оснащен скользящими дверями из гранитных плит, так что ставить здесь еще гранитный затвор было, пожалуй, бес- смысленно.
Другой интересный вариант - это то, что гранитный зат- вор мог быть встроен возле большого порога у камеры царя. Эта большая известковая платформа хранит явные следы сильного взрыва. Ныне она отремонтирована для удобства туристов. Плита эта высотой в 5 футов и шириной в 7 футов, так что это место было вполне подходящим для размещения гранитных блоков. Но, опять же, я никак не могу понять, зачем нужно было еще ук- реплять камеру царя, коль скоро там уже существовала система скользящих дверей.
Методом исключений я пришел к варианту установки гра- нитного затвора в полу галереи. В этом случае он, по-видимому, должен был входить вверх и вниз - открывая или закрывая про- ход в галерею из Восходящего коридора. Сопоставляя то, что видно непосредственно в пирамиде, с тем, что сказано в древ- них текстах, я пришел к заключению, что верхнгй гранитный блок затвора был, вероятно, снабжен выступающей кромкой, которая входила в верхнее перекрытие Восходящего коридора.
Мардук был заперт в результате взрыва, возможно, при помо- щи короткого запального шнура, так что затвор обрушился и упал с верхней части галереи в Восходящий коридор. Взрывом оторвало выступающую кромку затвора и разрушило с десяток кубических футов большого порога (эту гипотезу подтверждает то, что менее поврежденными оказались вход в предкамеру за
порогом и потолок Восходящего коридора). Затвор мог состоять из двух отдельных частей - одна запирала верхнюю часть, а другая - нижнюю часть коридора. Эти две части затвора, веро- ятно, были первоначально соединены друг с другом прочным канатом.
Здесь (чтобы доказать, что все это было вполне возможно) я должен вкратце осветить еще два вопроса. Во-первых - где тот механизм, при помощи которого поднимались и опуска- лись тяжелые гранитные плиты затвора? Загадочной, малоисс- ледованной деталью Великой пирамиды остается пара идущих вдоль всего протяжения стен пазов шириной в 6 дюймов. Эти пазы видны на четвертой полосе уступчатых стен галереи. В книге Лемезюрье говорится, что эти пазы служили для перемещения скользящего настила, и это, разумеется, еще одно большое зат- руднение для тех, кто считает, будто проект пирамиды осно- вывался на одних лишь соображениях символики, а не на фун- кциональных требованиях. Мое же, более практическое, сооб- ражение заключается в том, что по этой паре пазов