Таким обра- зом, понятие атеизма менялось в ходе истории.
Никто - по определению - не верит, будто миф - это истина. Если мы определяем древние цивилизации по тому прин- ципу, что тогда верили в мифы, мы поступаем очень неспра- ведливо по отношению к ним. Верования этих древних народов основывались на представлениях, имевших реальные основания в их историческом контексте.
Приведем еще одно определение понятия миф из слова- ря: ...повествования о живших в прежние времена сверхъесте- ственных существах. Эти повествования обычно описывают воз- никновение естественных явлений, формирование социальных традиций и т. д. и воспринимались тогдашним обществом 1&к подлинная действительность.
Короче говоря, мы именуем эти традиции о сверхъесте- ственных существах (или богах) мифами, и, поступая так, мы демонстрируем свою чудовищную предвзятость. Ведь, как мы ухе говорили ранее, в действительности различие между мифом и подлинной реальностью коренится в самом созна- нии наблюдателя и зависит от его кругозора и исторического контекста. Каков был кругозор шумеров-горожан, которые по- клонялись своему пантеону богов и писали о них 6 тысяч лет назад? Неужели они выдумывали все эти истории, чтобы объяснить природные явления?
Мы не должны считать шумеров кучкой невежественных дикарей - вспомним, что их культура и институты настолько схожи с современным западным миром, что подчас нам труд- но обнаружить различия. Именно шумеры впервые стали пользоваться колесом. И это отнюдь не была эпоха до пись- менности - именно шумеры изобрели письмо на глиняных табличках.
А что касается их богов, то шумеры верили, что они суще- ствовали реально и не были мифологическими фигурами. Про- сто их образ мышления был иным, чем у нас сегодня. И какое высокомерие с нашей стороны автоматически полагать, что шумеры просто заблуждались!
БИБЛЕЙСКИЕ МИФЫ
Бог сотворил небо и землю. Сначала земля была пустынна, ничего не было на земле. Тьмаскрывала океан, над водами но- сился Дух Божий.
Какая часть правды и какая - мифа содержится в приве- денном выше утверждении? Согласно последнему обследованию, 48% респондентов-американцев считают, что Книга Бытия бук- вально подлинна и что человек был сотворен Богом. Но что это означает, когда говорят, что Книга Бытия буквально подлин- на? Ведь имеется много различных современных версий Биб- лии - так какая же из них подлинная? Существуют также раз- ные радикальные версии текстов, приспособленные к требова- ниям особых групп интересов, и они часто искажают первона- чальный смысл. И, наконец, что еще более важно, даже самые консервативные издания Библии на английском языке представ- ляют собой перевод с древнееврейского - а многие ли из нас читали Библию в оригинале? Таким образом, мы полностью зависим от переводчиков!
Более того, даже если мы смогли бы прочесть Библию на еврейском, то все равно это была бы тщательно подобранная и отредактированная версия событий. Известно, и не подлежит со- мнению, что епископы в ранних христианских общинах реша- ли, какие тексты следует включать в Библию, а какие нет. Затем тексты, которые были сочтены по тем или другим причинам неприемлемыми, признавались неканоническими и, следователь- но, апокрифическими2, в отличие от канонизированных свя- щенных книг. Нс подлежит сомнению, что 39 книг, вошедших в Ветхий Завет, подвергались значительной переработке и кор- ректировке. Разумеется, духовенство отрицает это, но в действи- тельности первые пять книг Библии, так называемое Пятикни- жие, представляют собой собрание сильно переработанного ма- териала3.
В XIX веке группа германских ученых, изучая различные несоответствия в Библии, пришли к заключению, что Пяти- книжие возникло из четырех источников. Представленные уче- ными объяснения многими были признаны наиболее достовер- ными: Книги Моисеевы, которые будто бы были написаны в Синайской пустыне в XIV или XV веках до РХ, подвергались переработке столетиями позже, а Книга Бытия почти наверное является обработанным повествованием о значительно более ранних событиях. Все это вызывает настоящее потрясение у тех, кто убежден, будто Библия - это чистое Слово Божие, а оказа- лось, что в действительности эти тексты обрабатывались чело-
веком. Если по этому поводу существуют какие-то сомнения, то, чтобы их развеять, достаточно обратиться к многочислен- ным противоречиям и разночтениям в рассказе о ключевых биб- лейских событиях, таких как Сотворение мира и Потоп.
Таким образом, первый миф Библии - это то, что она является откровением