когда над Двумя Странами разразилась буря. Однако все это отнюдь не мифы - эти повествования представляют собой в действитель- ности подлинный отчет об одном из самых критических собы- тий в истории человека, когда он впервые был призван сра- жаться за своих богов.
Вождем клана Энлиля был бог Нинурта, первенец Энлиля, который руководил сражением в Буревестнике, оснащенном мощным оружием. При поддержке своего брата Ишкура и пле- мянницы Инанны, он атаковал силы неприятеля, возглавляв- шиеся-Великим Змеем. В летописях описывается эта война, которая, вероятно, вышла далеко за пределы первоначальных целей и привела к истреблению целых армий людей в глубине африканских территорий. Финалом этой войны была осада Дома, подобного горе, куда бежали боги партии Энки, во главе с ним самим, Ра и Нергалом (к которым в дальнейшем присоеди- нился и Гор). Боги партии Энки были в безопасности, защи- щенные мощными оборонительными сооружениями Экура, но они оказались в плотной осаде, почти без пищи и воды.
Почему же одна группа богов развязала такую ожесточен-
ную и кровопролитную войну против своих же сотоварищей- богов? Прежде всего необходимо отметить глубокий антагонизм, существовавший между потомками Энлиля и Энки. Как уже го- ворилось ранее, перворожденный сын Энки страшно завидовал своему брату Энлилю, который был законным наследником Ану.
Следует вспомнить, что когда боги впервые поселились на Зем- ле (и, стало быть, до того, как людям в Шумере были дарованы царство и цивилизация), Энки был смещен Энлилем, и, как известно из эпической поэмы Атрахасис , его отправили в про- винцию, называвшуюся Абзу. Как мы узнаем из следующей гла- вы, именем Абзу назывались африканские территории, вклю- чая Египет. Таким образом, Энки был недоволен понижением своего положения и ссылкой в африканские земли.
Второй важной причиной возникновения войны было осо- бое значение территорий, захваченных Сетом. Как мы увидим далее (в главе 8), эти территории имели большое стратегическое значение для богов - там планировалось строительство новых сооружении для обслуживания воздушных кораблей, взамен тех, которые были разрушены во время Великого потопа. Строитель- ство намечалось на том месте, где в дальнейшем возник город Иерусалим, а также на Синайском полуострове.
Война завершилась унизительной капитуляцией побежден- ных и мирной конференцией, на которой условия мира дикто- вали победители. Это должно было повлечь за собой далеко иду- щие последствия. Что касается судьбы Ханаана и его колена, то в Ветхом Завете говорится, что они не были водворены обрат- но на отведенные им земли, им было позволено оставаться на Среднем Востоке, но их статус был понижен - они стали слугами семитского племени12, а колено Иафета расширило свои земли.
ИНАННА - БОГИНЯ ЛЮБВИ И ВОЙНЫ
В ближневосточном пантеоне одним из главных божеств была богиня, которую шумеры называли IN.ANNA (что означало - Любимица Ану). Ее любовные похождения были популярной темой древних сказаний, а древние художники охотно изобра- жали ее! Были найдены сотни текстов, в которых рассказывает- ся о любовных похождениях Инанны; самый знаменитый из них - Эпическая поэма о Гильгамеше. Инанна под разными именами была известна во всех древних цивилизациях как про- тотип богини любви. Ассирийцы и вавилоняне называли се
Иштар, хананейцы - Ашторет, греки - Афродитой, а римля- не - Венерой. Согласно шумерским текстам, она была дочерью Наннар, внучкой Энлиля и правнучкой Ану. У нее было много других имен-прозвищ, в том числе IR.NI.NI - Сильная, слад- ко пахнущая госпожа.
Подвиги Инанны на сексуальном поприще могут сравнить- ся только с ее доблестью на поле боя, и потому она стала не только богиней любви, но и прототипом богини войны. Во мно- гих отношениях эти две ее ипостаси сливаются вместе. Ее исто- рия, которую Ситчин излагает в своей книге Войны богов и людей , была весьма трагична: сначала она вышла замуж за Ду- музи, сына Энки. Точно неизвестно - был ли это брак по люб- ви, или же Инанна таким образом пыталась завладеть землями соперничавших с нею группировок Энки. Но в этот ранний пе- риод ее власть в стране Энлиля, несомненно, была ограничена в силу преобладания .мужчин. Не нужно быть феминистом, чтобы понять, насколько глубоко были задеты ее чувства и амбиции:
ее дед Энлиль обладал абсолютной властью; брат Уту владел ключевыми позициями в районе Иерусалима; ее отец - Нан- нар был облеченвластью над Синаем, а дядя - ISH.KUR (что означает - Дальняя горная земля) господствовал над важ- ным