И все же мы должны сохранить чувство меры.
Как пишет один комментатор, нет никакой гарантии, что все эти найденные скелеты в действительности оставили после себя наследников. Найденных останков так немного, что даже если и появится еще несколько сенсационных находок, все равно уче- ным придется хвататься за соломинку. История эволюции чело- вечества будет по-прежнему окутана тайной. Ясно лишь одно:
найденные останки приматов охватывают период от 6 милли- онов до 1 миллиона лет, и это доказывает, что колеса эволюции вертятся очень медленно.
ЧУДО ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Каким образом получилось, что Homo sapiens обрел разум и самосознание, в то время как его родственница-обезьяна про- вела последние б миллионов лет в состоянии полной стагнации?
Почему ни одно иное существо в животном мире не смогло про- двинуться до высокого уровня умственного развития?
Обычно на это отвечают, что, когда человек поднялся на ноги, у него освободились обе руки и он стал пользоваться ору- диями. Такое продвижение ускорило обучение за счет системы
обратной связи, что, в свою очередь, стимулировало процесс умственного развития.
Последние научные изыскания подтверждают, что в неко- торых случаях электрохимические процессы в мозгу могут спо- собствовать росту дендритов - крошечных рецепторов сигна- лов, соединяющихся с нейронами (нервными клетками). Экспе- рименты с подопытными крысами показали, что если в клетку с крысами поместить игрушки, то масса мозговой ткани у крыс начинает расти быстрее.
Но не слишком ли это простой ответ? Например, кенгуру очень проворна и вполне могла бы пользоваться орудиями, но она никогда этого не делает. Но в то же время в животном цар- стве есть масса видов, представители которых пользуются ору- диями, но при этом так и не становятся разумными животными.
Вот несколько примеров: египетский коршун бросает сверху камни в яйца страуса, пытаясь разбить их твердую скорлупу. Дя- тел с Галапагосских островов пользуется сучьями или иглами кактуса, применяя их пятью различными способами, чтобы вы- ковырять древесных жуков и других насекомых из гнилых ство- лов. Морская выдра на Тихоокеанском побережье США, чтобы добыть свое любимое лакомство - ракушку медвежье ухо, пользуется одним камнем в качестве молотка, а другим в каче- стве наковальни, чтобы разбить раковину.
Все это - примеры простейшего использования орудий, но нет никаких признаков того, что это может к чему-нибудь привести. Наши ближайшие родственники - обезьяны шимпанзе тоже изготавливают и используют простые орудия, но разве они достигают нашего уровня развития интеллекта? Почему же че- ловек стал разумным, а шимпанзе - нет?
Может быть, здесь играет решающую роль то, что человек существо прямостоящее? Антропологи допускают, что группа обезьян в какой-то момент отделилась от своих сородичей, жив- ших в лесах, и ушла в открытую саванну - может быть, из-за изменения климатических условий. И там воздействие прямых солнечных лучей вызвало генетические мутации, благодаря ко- торым эти обезьяны смогли подняться на ноги и защитить свой мозг от высокой температуры низких слоев, близких к поверх- ности земли. В дальнейшем уязвимость этих новых приматов в условиях открытой саванны, может быть, способствовала воз- никновению случайных мутаций в мозгу, что повышало их шан- сы на выживание.
Новая вертикальная стойка могла также повлечь за собой физические изменения в мозгу. Сторонники теории черепного
излучателя, например профессор Двин Фоле, утверждают, что по окаменевшим останкам можно установить расширение край- ней затылочной доли черепа, а также наличие мельчайших от- верстий в черепной кости, известных как отводные отверстия, которые позволяют кровяным тельцам проникать в череп и по- падать в мозг. Предполагается, что эти изменения могли каким- то образом ускорить развитие интеллекта.
Но эти изменения не могли произойти мгновенно. Малове- роятно, что обезьяны какой-то одной группы вдруг сразу стали двуногими, маловероятно по той простой причине, что они ста- ли бы тогда менее проворными и более беззащитными перед хищниками. Как говорится в одной шутливой присказке, если вы посадите в большую клетку голодного льва, человека, шим- панзе, бабуина и собаку, то ясно, что первым будет съеден че- ловек!
Что же нам говорят ископаемые кости о развитии мысли- тельных способностей человека? К сожалению, эти ископаемые останки не только скудны, но и рассказывают нам лишь поло- вину того, что происходило. Обычно полагают, что большая че- репная