протя- жении столетий, и за это время в них накопилось множество законов и допущений, не подлежащих сомнению. В том числе, например, следующие: жизнь на Земле уникальна, и, следова- тельно, на других планетах не может существовать разум; все явления, которые мы наблюдаем ныне на нашей планете и в Солнечной системе, возникали постепенно, в течение милли- онов лет и не прерывались внезапными катастрофами.
Несколько таких простых допущений в сущности преобла- дают в десятках научных дисциплин - в биологии, генетике, .геологии, географии и т. д. Только сейчас мы достигли такой степени развития, когда становится очевидно, что некоторые из этих допущений не верны. Так, например, уже ясно, что имен- но в результате катастроф образовались многие элементы Земли и Солнечной системы. Но даже в тех случаях, когда мы распола- гаем убедительными свидетельствами и новые идеи грозят раз- рушить старые представления, научная элита проявляет неверо- ятный консерватизм.
Когда мы верим тому, что говорят эксперты с экрана теле- визора, мы фактически принимаем на веру все канонизирован- ные положения и допущения, которые на протяжении минув- ших сотен лет определяли состояние данной науки. Мы, разуме- ется, не можем винить того или иного ученого в том, что он высказывает ряд положений ради поддержания уважения со сто- роны своих коллег, С другой стороны, ученые широкого профи- ля обычно обладают большим кругозором, но зато они по опре- делению не являются подлинными учеными и не считаются эк- спертами, а потому их и не приглашаютвыступать. Таким обра- зом, мы ежедневно получаем свою порцию знаний, состоящих из повторения избитых истин!
Еще недавно было совсем нетрудно опровергнуть так назы- ваемую теорию древних астронавтов. Само это название вы- зывает в нашем уме образ пришельцев в скафандрах, соверша- ющих мимолетный визит на нашу планету и тут же отбывающих в космос, в иные галактики. Это чрезвычайно примитивное пред- ставление сводит на нет значительную часть уже проделанной в этой области важной и многообразной работы. В этой книге я не буду пользоваться этим наименованием, а взамен буду приме-
нять позаимствованный из политики более яркий термин ин- тервенционизм. В буквальном переводе этот термин означает пройти между, и, таким образом, в нашем случае этим тер- мином определяется*роль богов, которые генетическим методом подняли человекообразного (обезьяно-человека) до уровня Homo sapiens31 (Человек разумный).
Самым известным сторонником интервенционизма являет- ся Эрих фон Дэникен. Изложенные им в 1969 году в книге Ко- лесницы богов взгляды поразили воображение мировой публи- ки. Многие из нас, вспоминая те бурные дни, удивляются - что сталось с фон Дэникеном. Существует мнение, что некото- рые из его аргументов сфабрикованы или же просто ошибочны, но кто знает - миф это или факт? Более 10 лет фон Дэникен числился в черных списках издательств Англии и США, и до самого последнего времени его книги издавались только на не- мецком языке.
Идеи Эрика фон Дэникена немедленно подверглись ярост- ным нападкам со всех сторон. Кто организовывал эти атаки?
Разумеется, религиозные институты; по вполне понятным при- чинам, а также научные эксперты, отстаивавшие свои консер- вативные идеи. Кто же осмелился выйти на арену и выступить в поддержку фон Дэникена? Только представители простой пуб- лики - те миллионы людей, которые покупали его книги. В конце концов им-то не нужно было переживать за драгоценную акаде- мическую карьеру!
Итак, совсем не удивительно, что простой любитель фон Дэникен как будто потерпел поражение - армия экспертов имела численное превосходство. По существу в этом сражении не выдвигались серьезные аргументы. Это был шквал оскорбле- ний, и с тех пор стали с предубеждением относиться к интер- венционистской теории. Если вы посетите некоторые из тех за- гадочных мест, о которых пишет фон Дэникен, вы обнаружите в путеводителях целый перечень различных теорий. И одна из них - теория астронавтов - всегда категорически отвергает- ся. В большинстве исторических учебников имеется упоминание о богах, существовавших в ранних цивилизациях, но упомина- ются они лишь для того, чтобы отнести их к области культурной мифологии. Это должно заставить нас поверить, что наши при- митивные предки жили в вечном страхе перед стихией и что их воображение, возможно, подстегивавшееся наркотическими ве- ществами, порождало эти картины. Но в этих же самых учебни- ках говорится о том, насколько высоко развитыми были эти об- щества!
Итак, в настоящее