будет сделать краткое отступление и рассмот- реть некоторые древние мифы о богах. Многие из нас знакомы с мифами о греческих и римских богах, но все эти мифы проис- ходят от более ранних и более обстоятельных версий, возник- ших в Древнем Египте и Месопотамии. О месопотамских мифах мы будем более подробно говорить позже, а сейчас обратимся к Египту.
Можно сказать, что египетские фараоны были буквально одержимы верой в загробную жизнь. Эту веру внушали их боги - такие как Ра и Гор, которых они всерьез считали бессмертными.
Сегодня нам это представляется удивительным, но таково было их твердое убеждение, и мы должны относиться к этому с ува- жением. Разумеется, египтяне не могли жить так долго, чтобы лично убедиться, действительно ли боги бессмертны, так что мы вполне можем именовать это мифом. Может быть, в этом есть зерно истины, а может быть, и нет.
Египетские цари - фараоны верили в сказание о путеше- ствии в так называемый Дуат. Туда нужно было ехать по воде и между двумя горами до места, которое они называли Лестни- цей к Небу. Считалось, что, когда они достигали неба, они могли стать бессмертными, как их боги. Но что же, спрашивает- ся, могло внушить фараонам подобные идеи?
Большую часть сведений о культе загробной жизни в Древ- нем Египте мы черпаем из иероглифических надписей 16 и пик- тограмм, и в особенности из так называемых Текстов пира- мид7. На одном из самых известных изображений - Ани Па- пирус (Книга Смерти) показано, как тело покойного фара- она готовят к отправке на аппарате, с виду похожем на ракету.
В Текстах пирамид описывается ряд подземных залов в месте, называемом Дуат, - фараон проходит их один за дру- гим, прежде чем подняться на небо. В одном из этих подземных залов он слышит страшный грохот, подобный тому, который слышится в небесах, когда поднимается буря. Далее он прохо- дит в двери, которые открываются сами собой, в кабинках си- дят боги и жужжат, как пчелы. Иногда фараону встречаются на пути боги с закрытыми лицами, но в одном-единственном случае он видит лицо богини. Затем фараон видит богов, обя- занность которых - разжигать пламя и огонь на небесном корабле Ра, путешествующем миллионы лет, и других богов, которые прокладывают пути движения звезд.
Потом фараон приходит к последнему этапу своего путеше- ствия. Здесь ему нужно сбросить свои одежды и облачиться в священное одеяние. Жрецы совершают таинственную церемо- нию открывания уст. Далее в тексте описывается длинный тун- нель с просветом в конце и пещера, где дует ветер. Наконец фараон попадает в место, которое называется Гора вознесения Ра, где он видит предмет, именующийся Подъемником на
небеса. Он входит в корабль в 770 локтей (около 1000 футов) в длину и садится. После различных дальнейших, по-видимому, чисто технических операций зев горы раскрывается и корабль взлетает:
Дверь в Небеса открыта!
Земные врата открылись!
Небесные окна распахнулись!
Лестница к Небу открыта.
Ступени света показались...
Двойные двери в Небеса открылись в часы Востока, на рассвете.
Небеса грохочут; Земля дрожит;
Земля сотрясается;
Два хора богов восклицают;
Почва разверзается...
Когда царь возносится на Небо,
Когда он проносится по небосводу к Небесам.
Может ли это описание путешествия фараона быть плодом воображения? В нем имеются штрихи, которые только сейчас, в XX веке, приобретают смысл. Нам нетрудно представить себе современный центр управления НАСА с множеством компью- теров и контрольными видеосистемами. Остальные детали гово- рят сами за себя. Когда мы читаем подобные тексты на стенах пирамид, насчитывающих четыре тысячи лет, то это, разумеет- ся, разрушает все наши сложившиеся представления. Мы могли бы просто не принимать их всерьез, если бы это был единичный случай. Но это не так. Рассмотрим другой рассказ, принадлежа- щий другой культурной традиции, о событии, произошедшем неподалеку - на востоке Египта.
На утро третьего дня на гору опустилось густое облако, гремел гром, сверкала молния и раздавался оглушительный звук трубы... Гора Синай была скрыта в дыму... ибо Господь сошел на гору в огне18.
Слава Господняя сошла на гору Синай, и облако шесть дней скрывало гору... И явилась Слава Господняя, подобно огню, пы- лающему на вершине горы19.
Неужели все это - плод разыгравшегося воображения? Пос- ле одной из своих встреч с Господом на горе Синай Моисей
возвращается к израильтянам с сияющим лицом и это пугает их20. Как же это произошло? Ответ на этот вопрос мы находим в Исходе