одну из ночей к девушке яви- лись три женщины. Одна одетая в белое - пери, вторая во все красное, третья аджйна в желтом. Они сказали ей, что она должна стать фолбином. Пришлось смириться.
Впоследствии такая сущность (или сущности), кото- рая порой понудила человека принять посвящение, вой- ти в реальность иного плана, остается его покровителем и помощником в течение всей его жизни. К ней обраща- ется он всякий раз для исполнения полученного им дара.
Вот характерные в этом смысле восклицания таджикской шаманки, которая просит, чтобы покровительствующие сущности (духи) помогли ей совершить гадание: Из- бравшие меня в семь лет, милые, дайте развязку! В двад- цать три года пославшие мне дар, милые мои, дайте раз- вязку! И те, которые послали мне дар в двадцать пять лет, милые мои, дайте развязку! Такое сочетание болезни и некой сущности (духа),
предлагающей исцеление в обмен на согласие принять дар, характерно для шаманского избранничества. И, мо- жет быть, не только шаманского. Вот история избранни- чества киргизского шамана Кушпека.
С детства, пишет исследователь-этнограф, Кушпек страдал от сильных болей. На него часто нападала такая тоска, что ему хотелось умереть. Однажды он даже пове- сился, но его вовремя спасли. Когда ему было лет 20, он поехал в горы. Подъезжая к Манжилы*, он потерял со- знание. Ему показалось, что к нему в это время подошел белый верблюжонок (ак тайлак), хозяин этой святыни, и потребовал, чтобы он стал шаманом. Придя в себя только утром, он почувствовал, что очень болен. Вернув- шись домой, Кушпек пролежал в постели два месяца. Во время болезни и днем, и ночью к нему являлся ак тай- лак и уговаривал его стать шаманом. Порою он угрожал, что в случае отказа Кушпека разобьет паралич или он ум- рет. Лишь тогда, когда согласился стать шаманом, он по- правился.
В русском понимании образ белого верблюжонка был бы ближе всего к персонажам детских сказок и ни при каком повороте сюжета не мог бы быть воспринят как некое существо, несущее власть и могущее угрожать.
В среднеазиатской же системе символов этот образ ис- полнен совершенно иного смысла. Даже сам цвет - бе- лый, означающий смерть, - знак другого мира.
Вообще же существо, предлагающее или вручающее избраннику некий духовный дар, воспринимается им в том образе, который характерен для этноса или цивили- зации, к которой принадлежит он. Это может быть образ животного или странного существа у сибирских шаманов или шаманов Севера, могут быть дэвы, джинны и пери у тюркских или среднеазиатских народов. И совершенно в иных: человеческих, ангельских образах - воспринима- ют такие существа их избранники, принадлежащие к христианской традиции или поколению, даже так или иначе утратившему эту традицию, отстраненному от нее.
Это несовпадение образов вовсе не свидетельствует о столь же великом разбросе самих начал или существ, стоящих за ними. Такое начало или существо, которому в повседневной нашей жизни нет аналога, проходя через призму сознания человека, всегда деформируется, пре- ломляется таким образом, чтобы на выходе появился об-
раз, хоть как-то соотносимый с имеющимися представ- лениями и опытом. Так появляется белый верблюжонок у одних, крылатое чудовище у других или человеческий лик, осиянный светом, у третьих. В действительности же то, что стоит за этим, не есть ни то, ни другое, ни третье.
Началу, которое стоит за этими обликами, нет аналога ни в наших понятиях, ни среди того, что может быть зримо. Даже говоря о них, как о существах, я не могу не понимать всей условности, метафоричности самого это- го слова.
Гиды. Наставники. Учителя
Некоторые из избранных, тех, кому дар паранормаль- ного был как бы ниспослан, упоминают некое существо (не скажу: человека), причастное этому дару. По-разному называют его: Гид, Наставник, Учитель.
Именно с такой встречи, такого посещения откры- лись удивительные способности Ванги. Ей было восем- надцать лет, когда перед ней, вернее - перед мысленным видением ее слепых глаз, - предстал некто в образе всад- ника, который предрек ей, что отныне она будет пророче- ствовать о живых и мертвых.
С того дня духовное видение открылось ей. К проро- чице Ванге со своими несчастьями, проблемами, бедами приезжают тысячи других людей, люди не только из Болгарии, но и из других стран. О ней пишут книги, сни- мают фильмы. Однажды ее спросили, есть ли у нее чув- ство, что ее дар ясновидения привнесен высшей силой.
Ее ответ был: -Да.
- Какой?
Ванга не ответила.
В главе о ясновидении я говорил