развернула конверт и вскрикнула. Ребенок был какой-то совсем не тот... Но вдруг девочка преобразилась, и родители, пожав плеча- ми, забрали ее домой. Через несколько месяцев повтори- лось нечто подобное. Мать поснулась среди ночи в страшном волнении, с ужасом бросилась к кроватке и снова увидела, что ребенок не тот... Что значит не тот, мать и сейчас объяснить не может: Это что-то такое, не поддающееся объяснению... Но через несколько минут все стало нормально.
Я говорил уже, что человеком обыденного сознания такие перепады и необъяснимые состояния воспринима- ются как болезнь. Как и Корабельникову в детстве водили по разным врачам, так Лелу возили в Москву, в детскую психиатрическую больницу. К врачам близкие приводят порой и тех, заболевших шаманской болезнью кто ста-
новятся потом шаманами. Но, как и в других подобных случаях, все усилия медицины оказываются тщетны. И только с приходом дара болезнь исчезает сама собой.
Известная киргизская шаманка Короду с детства страдала мучительными припадками. Врачи не могли помочь ей, но выздоровела сразу, как только приняла дар, стала шаманкой. Другая шаманка, из Южной Кирги- зии, вынуждена была бросить школу в четырнадцать лет, окончив всего три класса - так часто она болела. Через год у нее отнялись ноги. Ей становилось все хуже, и толь- ко приняв посвящение и став шаманкой, она выздорове- ла.
При этом последовательность может быть произволь- на: человек сначала выздоравливает, а потом становится шаманом или наоборот, сначала принимает посвящение, после чего оказывается совершенно здоров. То, что по- следовательность безразлична, можно понять: события, воспринимаемые нами, как следующие одно за другим, в той высшей реальности, где пребывают они, не разделя- ются по этому признаку. Континуум времени сходится там в одной точке, и самого понятия - протяженность времени - там нет вообще. В первой главе я уже говорил об этом.
Когда у таджиков такого больного, которому бессиль- ны помочь врачи, приводят к знахарю или шаману, тот, едва взглянув на него, иногда говорит: Не выздоровеет, пока не возьмет бубен (т. е. пока сам не станет шама- ном). Тем самым у такого человека как бы обозначается выход, как можно избавиться от болезни. Если ж он не соглашается принять посвящение и стать шаманом, на- чинает болеть еще сильнее или может даже лишиться рассудка.
Для того чтобы больной шаманской болезнью узнал, перед каким выбором он стоит, не обязательно, чтобы кто-то сказал ему об этом. Шаманская традиция утверж- дает, что в состоянии, в котором пребывает он, ему от- крываются контакты с некими сущностями, духами, не- видимыми для других. При этом такая сущность, дух, не только объясняет ему его положение, уговаривая принять дар в обмен на выздоровление, но может и всячески угро- жать ему новыми страданиями и мукой. В шаманской практике известны случаи, когда человек может согла- ситься получить дар на определенное число лет. Так, од- ному из казахских шаманов (Айдабаку) дар был дан только на двенадцать лет. После истечения условленного
срока он вернулся в состояние обычного человека и стал верблюдоводом.
У киргизов, узбеков, таджиков, когда женщина, кото- рая избрана стать шаманкой, получает шаманскую бо- лезнь, ей является пери, женская сущность, которая со- общает, что ей надлежит принять посвящение. До тех пор, пока предназначенная стать шаманкой отказывает- ся, она продолжает болеть. У нее отнимаются ноги, она может глохнуть и слепнуть. Ей будет становиться все ху- же, пока она не уступит и не примет уготованный ей дар.
Таких случаев известно довольно много. Как пример, приведу свидетельство исследовательницы-этнографа, датируемое началом двадцатых годов. Мои хорошие знакомые таджики из Самарканда, - писала она, - рас- сказали такой случай, бывший с ними. Семья состояла из отца, мачехи и дочери, девушки лет пятнадцати. Нача- ли соседи жаловаться, что к ним во двор со стороны их дома летят комки глины. Так как никто ничего не бросал, то возникли недоразумения с соседями и даже ссора. На- конец, обескураженные соседи пригласили шаманку (фолбин). Та, погадав, открыла, что в доме, откуда летят камни, есть девушка, в нее влюбилась пери и чудит. Со- седи отправились на проверку, т. к. не знали о существо- вании девушки. Рассказали матери, та отцу.
После этого чудеса начали твориться и в их доме. Как только кто-то из семьи выходил во двор, как начинали лететь камни, не причиняя, однако, вреда.
Девушка начала задумываться, беспокоиться, не спать по ночам, плохо есть... В