бы помогает, может отпустить.
Подождали еще день. Потом позвали соседей, несует- но, молча стали разбирать крышу. Уже разобрали напо- ловину тот угол, где он лежал, когда из избы услышали смех старика. Переглянулись и пошли узнать, уже чуя недоброе. И правда, прямо в сенях встретилась им внучка старика, Маша.
- Ты что, к деду ходила?!
Испуганная, она призналась. Тот так жалобно стал просить, чтобы дала ему попить, что она нарушила за- прет и подошла к нему.
- Меня бы позвала! - сокрушалась мать. - Видела же, мы сами рядом ему па стул ставим, чтобы не подхо- дить!
А старик в избе все смеялся.
Потом девочку возили в церковь, отчитывали молит- вами. Но ничто не могло уже помочь ей. Она приняла дар. Сейчас колдунью Машу хорошо знают не только в соседних селах, к ней приезжают из города и даже из об- ласти.
О том, как совершается сама передача дара, свиде- тельств практически нет. У принявшего дар нет ни ма- лейшего повода делиться с кем бы то ни было, как это происходило и что. Единственное такое описание, кото- рое удалось мне обнаружить, относится к 1786 году и принадлежит раскаявшейся колдунье села Глотово Воль- ской округи, Саратовского наместничества, уличенной всенародно на сходе и признавшейся во всем. По до- вольном священника увещевании она показала, что с пяти лет осталась только с бабкой. И у той своей жила я более десяти лет, и по взросле работала как на нее, так и на других людей разную работу, как то толкла, молола хлеб, платье мыла и воду носила, а до смерти ее не знала, что она колдунья, и до смерти ж ее с год зачала она, бабка моя, хворать, а с полгода хворавши, призвала, будучи на- едине, меня и говорила мне... На что я, по глупости, быв- ши тогда пятнадцати лет, согласилась. И она мне тогда говорила и учила меня отрекаться сперва от земли, от ле- су, от отца и матери, и от Бога. А вышедши из избы в се- ни со мною, та бабка моя велела мне стать от сенных две- рей налево, почему я и стала. А бабка, взявши с полу ста- рую неведомо какую, будто бы круглую щепку, кинула мне под ноги, на кою я и стала.
После того как она приняла посвящение, ей стали видны духи, которые служили ее бабке и которые теперь поступили в ее распоряжение. Коль скоро я их увиде- ла, - продолжает она, - первые два, ничего мне не гово- ря, пропали и после я их не видела никогда. Я испужа- лась и приключилась мне болезнь, какая бывает от уши- бу, и держали меня три дня.
Из дальнейшего, что показала колдунья, следует, од- нако, что бабка ее при жизни всегда носила крест, моли- лась Богу, а при смерти по своему желанию исповедана и святых тайн приобщена и похоронена при церкви в том селе Березниках. Кончается этот любопытный документ следующим образом: На воровствах и разбоях не быва- ла, поджогов и смертных убивств не чинила, воровских людей не принимала и не держала и с ними не зналась, людей ничем не окармливала и с подобными себе не зна- лась, и в сем допросе показала самую сущую правду.
Обычно колдуны передают свой дар по мужской ли- нии - сыну или внуку, ведьмы - по женской. Если сы- новей несколько, колдун выбирает старшего. Иногда, ис- ходя из признаков, известных только ему, может и обой- ти его, дождаться внука.
Передача дара известна и у шаманов. В наблюдени- ях, которые были проведены исследователями, было от- мечено: шаманский дар был передан от отца сыну в II случаях, от деда внуку в 16.
Передача дара не есть передача знания. Получившему дар какие-то вещи и навыки еще предстоит узнать. Он может сделать это у того, кто передал ему этот дар или у других колдунов или ворожей. Видя на нем знак, они обычно охотно делятся тем, что знают. Но до многого он доходит сам. Ему как бы открывается. Но самому мисти- ческому опыту обучить нельзя. Его можно только прой- ти. Опыт этот всегда индивидуален и неповторим. Сам же путь к такому опыту открывается через посвящение. В том числе через передачу дара.
Те, которых избрали
- Мы жили тогда на Урале, в Первоуральске, - рас- сказывает Л. А. Корабельникова. - Мне было лет шесть, когда умерла моя младшая сестричка, ей было два меся- ца. Между моей раскладушкой и ее гробиком стояла лав- ка. Мать легла спать с братом, отец спал отдельно, а я на раскладушке. Чувства страха у меня не было, просто ощущение неприятное. Вдруг я вижу, что сквозь стенку проходит большая черная собака. Она, обогнув раскла- душку, села на лавку и смотрит на гробик моей сестры. Я протянула руку, чтобы ее погладить. Шерсть оказалась очень колючая и очень жесткая, как у ежа. И когда я по- гладила,