действие.
Таисия Петровна, чей рассказ приводил я выше, говорит, что сама не всегда знает и может объяснить, что движет ею, когда она сове-ту-ет больному совершить тот или иной поступок, будучи совершенно уверена, что то, что сделает он, принесет ему исцеление.
- Это может быть нечто совершенно нелепое, несу- разное. Например, выйти ночью на перекресток и за- швырнуть в кусты связку ключей от своего дома. От всех замков, что есть. Причем не запасные, а почему-то очень важно, чтобы это были именно те, которые постоянно в ходу. Я не могу объяснить, но чувствую, знаю, что, если он сделает так, это снимет болезнь. И это происходит.
Еще пример такого целительства, лежащего далеко за пределами объяснимого и могущего быть понятым по- средством повседневного, обычного нашего сознания.
Вот как целительница лечит от укуса ядовитой змеи (Кавказ, Абхазия, селение Звандрипш).
Когда кого-то укусила змея, не сам пострадавший, а любой другой человек - родственниг, сосед или прохо- жий - должен прийти к ней. Пришедший несет в руке небольшую ореховую палочку. При этом он не должен называть пострадавшего. Ни он, ни целительница вооб- ще не должны произносить ни слова.
Едва взглянув на него, целительница удаляется в дом и наговаривает там чашку с водой, которую пришедший тут же должен выпить и удалиться, также не произнеся ни слова.
Необъяснимое и непонятное заключается в том, что пострадавший в этот же день или на следующий полно- стью выздоравливает
Те же действия совершаются, если от укуса пострадал скот или собака. Поскольку и в том, и в другом случае пришедший должен молчать, целительница не может
знать даже (или предположительно - не может знать), кто пострадал - человек или животное.
- Меня научила бабушка, - пояснила мне целитель- ница, добавив при этом, что обязательное условие: о том, как делать это, должны знать не более трех человек. Ина- че лечение теряет силу - до тех пор пока число знающих не сократится до трех или еще меньшего числа.
Эта старая крестьянка, не говорящая даже по-русски (я объяснялся через переводчика), не могла, конечно, да- же слышать имени Гурджиева*.Сам выходец с Кавказа, Гурджиев, следуя магической практике, тоже утверждал, как известно, что мистическая истина утрачивает свою ценность и силу по мере того, как ширится круг тех, кто причастен к ней.
5. МАГИЯ ПОРТРЕТА Болезнь перенести на камень
Когда я был ребенком, помню, существовал тогда для выведения бородавок специальный прибор - некое ору- дие пытки в виде авторучки со шнуром, включенным в электросеть. Бородавку выжигали током. Кроме того, врачам рекомендовалось использовать с этой целью кис- лоту. И вот я думаю сейчас - кто-то ведь конструировал этот прибор, кто-то одобрил, какие-то люди изготовляли его, врачи учились использовать, а дети и взрослые под- ставляли под этот ужас и варварство свои руки.
И делалось это, когда испокон веков в народе известен был простой, безболезненный, но, к сожалению, совер- шенно не научный способ: потереть бородавку сначала одной половинкой разрезанной картошки, потом другой половинкой, сложить их вместе и оставить где-нибудь в темном углу, не смотреть и забыть о них. Когда картошка эта сгниёт, бородавка исчезнет сама собой. Прием этот когда-то успешно использовал я сам, мои близкие люди, которых я хорошо знаю.
На Кавказе, где картошку обычно не возделывают, вместо нее применяют бобы, делается это точно так же.
Бородавку нужно потереть фасолинкой, после чего ее за- капывают в навоз со словами: Ты сгнивай, эта отпадай. Этот же, по сути, принцип переноса используют и сибир- ские крестьяне. От бородавок, - пишет исследователь, - есть разные средства: вяжут на нитке столько узелков, сколько у кого бородавок, обмеривая каждую не затяну- тым еще узлом вокруг, и нитку эту зарывают в навоз.
Когда нитка будет гнить, то и бородавки пропадут.
Этот чисто магический прием используется и при других болезнях. Причем схема его действия одна и та же: некоторое свойство или болезнь переносится на ка- кой-то предмет. После чего предмет уничтожается и, как следствие, проходит и сама болезнь. В этом же был, в ча- стности, смысл обычая русских деревенских знахарей сжигать в печке рубашку больного лихорадкой. По сути, сжигалась не рубашка, а болезнь: знахарь переносил ли- хорадку на рубашку, ее уничтожали, после чего ожида- лось, что больной почувствует облегчение и болезнь ис- чезнет.
Таким же методом переноса болезни издавна лечили
своих больных целители кавказского племени лаков. На улице