его.
Соответственно, задача другого шамана, целителя, к которому обратились, чтобы избавить от порчи - найти и уничтожить эту вредоносную вещь. Здесь, как и у дру- гих, кто снимает порчу, явно подключаются какие-то яс- новидческие механизмы. О том, как может проходить та- кое снятие зла с участием шамана-целителя, рассказыва- ет исследователь-этнограф:
Туркмен - шаман Оразназар во время камлания уз- нал причину нездоровья больного, которого привели к
1нему. Он узнал, что наговоренный предмет (бент) нахо- дится в колодце. В сопровождении нескольких всадников шаман тут же оправился к колодцу, который находился на расстоянии около 20 километров. На веревке шаман опустился в него, но тот оказался полон воды в два чело- веческих роста и с первого раза ему не удалось достичь дна. Лишь после нескольких попыток он смог сделать это и достать со дна железную коробку. Вернувшись вместе с теми, кто сопровожал его, он передал ее отцу больного:
- Внутри, - сказал он, - должна быть кость, в кости бумага с вредоносным наговором. И еще там должен быть свинец, чтобы коробка затонула.
Когда коробку открыли, содержимое ее оказалось именно таким, как и сказал шаман. Отверстие кости, ку- да была вложена бумага, было залито воском.
Это далеко не единственный эпизод такого рода - за- ключает исследователь. Когда шаман, найдя предмет, рва и сжигал записку, больной выздоровливал.
При обычном заболевании отношения пациента и врача в каком-то смысле механистичны: врач задает воп- росы, выписывает лекарства, больной следует его пред- писаниям. Приходит другой больной, приходит тысяч- ный и все повторяется с монотонностью конвейера. И со- вершенно иная суть происходящего в целительствах от порчи и зла, насланных кем-то. Каждая ситуация здесь уникальна, как неповторимы и уникальны обстоятельст- ва, стоящие за ней.
Соответственно, сами методы и приемы, которыми исцеляют от.порчи и наговора, так же далеки от традици- онных медицинских средств, как унылые медицинские истории болезней, от драматических историй, стоящих иной раз за такой порчей или наговором. Как и в случае, который я только что рассказал, инициатором такого на- говора нередко оказывается женщина. Женщина, чьи чувства оказались отвергнуты или оскорблены. Не знаю, не берусь судить, можно ли ответить односложно, кто олицетворяет, кто приносит в мир исходное зло - кол- дун ли, наславший порчу, та ли, что просила его об этом, или сам человек, сотворивший кому-то обиду и зло и уже по одному этому открытый для зла сам? Во всяком слу- чае, вот такую историю поведал мне киевский киноре- жиссер В. П. Олендер:
- Зовут ее Валентина Баранникова. Поехал я к ней случайно. Не собирался совсем. Добираться к ней слож- но, а тут заехал приятель на машине. Поехали. Тем более,
суббота, она не принимает. Значит мешать не будут, по- говорить можно. Когда заходили к ней, девица от нее вы- шла с лицом, темным от отчаяния и печали. Валентина оказалась женщиной лет всего сорока. Так что слово баб- ка весьма условно применимо к ней. Нет ничего, что внешне как-то выделяло бы ее. Говорит нам, когда мы вошли: Видели вышла сейчас от меня? Парня ждала из армии. Даже не гуляла с ним до этого, а он пришел, оби-.
дел ее, а сам женился на другой. А другая на той же улице живет. Если бы еще где... Чуть ни каждый день видит их, лицом к лицу встречается с ними. Не разминуться. Мес- та не находила из-за этого. Узнала, где черная бабка жи- вет. Люди всегда подскажут. И поехала к ней, рассказала: о своей обиде. Та говорит - ладно, помогу, мол. Спраши- 1 вает: У тебя от него есть что-нибудь? Письмо там, фото > или хотя бы что он в руках держал? Но она знала уже об этом заранее. Тоже люди сказали. Захватила половинку письма от него из армии. Нарочно половинку и нарочно так разорвала вдоль, чтобы прочесть нельзя было. Но бабка и не собиралась вникать, что там написано. Взяла листок, скомкала, в тряпочку завернула, отошла, пошеп- тала над ним что-то, сбрызнула из чашки и говорит: Са- дись на электричку (сказала куда ехать). Только поздно вечером поезжай, да так рассчитай, чтобы, когда при- едешь, двенадцать ночи было. И день выбери, когда луна совсем на ущербе будет. Как сойдешь, иди по дорожке, что справа, она одна там, не спутаешь. Отсчитай пятьсот шагов. Тут еще раз направо поворачивай, еще триста ша- гов. По сторонам не смотри, только шаги считай, чтобы тебе не сбиться. Там стань да узелок этот в землю и зако- пай и будет тогда все по-твоему. Она так и сделала. Вы- брала ночь, когда луна в ущербе, поехала, отсчитала