В сталинские времена колдунов просто арестовывали и уничтожали. Любителей-самоучек, собиравших лите- ратуру по оккультизму, пытавшихся, возможно, даже де- лать что-то в меру своих сил, арестовывали также, едва о них становилось более или менее известно. Надо думать, существовали какие-то инструкции и тайные циркуляры, предписывавшие постоянно выявлять таких людей и изымать их. Такое, во всяком случае, складывается впе- чатление из известных мне рассказов. Официальное же обвинение в отношении этих людей, как и в отношении шаманов, было чисто идеологическим: распространение суеверий и мистики в противовес единственно истин- ной материалистической марксистской идеологии. За всем этим, как и в прежние времена, был страх носите- лей власти перед тем, что жертвами гибельного, вредо- носного воздействия этих людей могут оказаться они са- ми.
О мере этого страха свидетельствует эпизод, который рассказывал А. Л. Чижевский*, невольным участником, а вернее жертвой которого едва не стал он сам.
Послереволюционный Петроград. Первые годы новой власти, от которой никто и, наверное, сами носители вла- сти не знали, что ждать. В те начальные дни самые свя- тые надежды и самое темное отчаяние соседствовали в душах многих. Надвигалась холодная и голодная зима.
Вечерами улицы погружались во мрак. Трамваи почти не ходили. Последнее обстоятельство и сыграло решающую роль в судьбе Чижевского. Точнее - спасло его.
Накануне знакомый из философского кружка, где иногда бывал и он, пригласил Чижевского на очень важ-
ную, как обещал он, встречу с людьми, у которых есть от- веты на вопросы, которые мучат сейчас многих. Такая или почти такая, но во всяком случае достаточно туман- ная форма, в которую было облачено приглашение, была данью приближашимся временам, когда осмотритель- ность и осторожность становились условием выживания.
Адрес, записанный на клочке бумаги, являл название пе- реулка где-то на окраине города. Эта удаленность, а мо- жет смутное чувство недолжности самого своего присут- ствия там, нежелания отправляться туда, чувство, кото- рое упрощенно принято называть предчувствием, вну- шили ему было мысль проигнорировать приглашение вообще. Тем более, что он и не обещал определенно быть там. Когда уже вечером это необъяснимое нежелание ос- лабло и внезапно вдруг остановило его, он все-таки зато- ропился на встречу, жалея лишь, что опоздает. Ко всему еще долго не было трамвая. Обычно даже в те времена ему не приходилось ждать так долго, как в тот вечер.
Когда, наконец, он сошел на остановке и стал прибли- жаться к переулку, указанному на листке, навстречу ему стали попадаться встревоженные кучки. Все смотрели в одну сторону, туда, куда он шел. Сначала обрывки слов и разговоров, которые доносились до него, никак не соеди- нялись в его сознании с местом, куда направлялся он.
- Сразу окружили и все! Чекисты...
- Чекисты. Десять машин...
-Я как услышала, что стреляют...
- Никто не ушел...
Небольшой особняк, стоявший несколько на отшибе и открывшийся ему за поворотом, был весь залит осле- пительным и непривычным в те годы электрическим светом. Не менее, чем с десяток легковых автомашин, об- ступивших дом, заливали его ярким светом включенных фар. В их свете видны были какие-то фигуры, сновавшие с носилками из распахнутых дверей особняка к стоявше- му поодаль в тени фургону.
Не останавливаясь и не замедляя шага, чтобы не об- ратить на себя внимание, он продолжил путь и, обойдя оцепление, постарался затеряться среди глухих окрест- ных улиц.
Через пару дней он знал уже, что произошло в доме, где он счастливо опоздал появиться в назначенный час. В тот вечер там договорились о встрече самые сильные ок- культисты, экстрасенсы и чернокнижники Петербурга.
То действо, которое они намерены были произвести там,
хорошо известно адептам тайных наук. Это то, что иссле- дователи называют инволютивной магией. Прием этот един у русских колдунов, колдунов Африки, сибирских шаманов или жрецов вуду. Для этого берется изображе- ние конкретного человека, при помощи неких действий оно как бы идентифицируется с оригиналом, после чего все, что проделывается с изображением, должно отра- зиться на самом человеке.
Кто-то успел донести о цели собрания в ЧК. Дом был бесшумно окружен. За мгновение перед тем, как с ре- вольверами в руках одновременно ворваться туда через окна и двери, чекисты успели увидеть в небольшом зале человек двадцать, перед которыми стояли портреты вож- дей революции - Ленина, Троцкого и других, с которы- ми