Возможно, однако, структура индивида еще сложнее.
В черепной коробке человека представлены три мозга: старый (палеокортекс, восходящий к рептилии), сред- ний (мезокортекс, присущий низшим млекопитаю- щим) и новый мозг (неокортекс, специфичный для вы- сших млекопитающих и человека). Значит ли это, что сознание человека представляет собой как бы синтез трех различных сознаний? Как образно формулирует это Ар- тур Кестлер*, в человеческом черепе расположилилсь бок о бок крокодил, лошадь и человек разумный.
Какое же из различных этих начал, какое из сознаний, соседствующих в человеке, следуя собственным фобиям и антипатиям, спускают на ближнего бешеных псов сгла-
за и порчи? Две первые, более древние твари, считает А. Кестлер, далеко не всегда подчиняются своему госпо- дину, Человеку Разумному. Часто, напротив, сами они превращают его в своего раба. В таких случаях словесное мышление подыскивает рациональные мотивировки и оправдания поступкам, совершаемым под импульсив- - ным воздействием этих двух более древних сознаний, обитающих в человеке.
Соображения эти, возможно, могут иметь отношение к непроизвольному сглазу и порчей,, в которых не участ- вует повседневное, дневное сознание человека. В этом от- личие таких сглазов и порч от ситуаций, когда вред нано- сится умышленно, намеренно, когда для наведения ис- пользуют различные магические приемы.
В Новосибирске женщина шестидесяти двух лет была доставлена скорой помощью в ближайший родильный дом. Диагноз - родовые схватки. Женщина не была даже беременна. После того, как мучения ее продолжались не- сколько часов и никакие медицинские средства не смог- ли помочь ей, врачи переглянулись: - Везем к бабке?
- Спирт не забудь.
Водитель специального микроавтобуса скорой помо- щи дорогу к бабке знал хорошо. Как впрочем знала и та не столь уж неожиданных своих визитеров. Она не спра- шивала даже, кого привезли с каким недугом:
- Сейчас поможем. Несите ее в дом. - И когда это было сделано, продолжала: - Приезжайте часа через три.
Да спирт, что привезли мне, лучше сейчас оставьте. А то выпьете сами все. Знаю вас.
Очевидно, действительно знала, потому что это был не первый такой визит. Когда через три часа скорая по- мощь подъехала к дому, где жила целительница, женщи- на сама вышла к машине.
Новосибирским исследователям паранормальных яв- лений удалось проследить, каким образом возникла сама эта ситуация. Оказалось, на той же улице, что жила эта женщина, в пригороде Новосибирска, были две подруги.
Одна из них любила парня, который вскоре был призван в армию. Весь долгий срок, пока он был в Афганистане, она хранила ему верность, отвергая малейшие знаки внимания других претендентов. А когда он вернулся, то женился не на ней, а на лучшей ее подруге, которая те- перь ждала от него ребенка. Каждый день счастливые супруги проходили под окнами дома, где жила брошен-
ная и отвергнутая. Смертельная обида и заставила ее по- просить свою мать, которая знала, как это делать, испор- тить бывшую подругу-разлучницу. Та сделала это. Наго- воренный клочок сена был брошен как раз перед калит- кой, из которой вот-вот должна была выйти молодая же- на. А случилось так, что перед пей вышла и прошла над сеном эта несчастная женщина, зашедшая на свою беду в соседский дом. Она-то и приняла порчу, которая долж- на была привести к преждевременным родам и выкиды- шу.
Бездействуя на кого-то таким образом, те, кто делают это, осмысленно несут другому болезнь, страдание, горе.
Совершая это, они часто искренне полагают, что воздают кому-то за зло и тем самым как бы творят добро. Не бе- русь ни осуждать, ни оправдывать их. Как не берусь су- дить, в какой мере страдания и муки, принимаемые их жертвами, искупают некогда совершенное ими самими зло, если оно было. Но коль скоро считать, что страдания и болезнь, наведенные на них, действительно есть воз- даяние, которое сжигает совершенное ими же зло, не оказывается ли, что сами те, кто делают это, в свою оче- редь, творят зло? Само соприкосновение, причастность к злу не могут быть ни безразличны, ни безнаказаны.
Горе тем, через кого оно приходит.
Тем самым оказывается, и в этом нет откровения, что когда кто-то берется воздавать злом за зло, это ведет не к уничтожению зла, а к бегу все того же зла по кругу.
Известны два главных магических принципа, следуя которым совершаются обычно такие колдовские дейст- вия. Один из них - закон подобия: с изображением че- ловека совершаются различные манипуляции, которые должны затем перейти, передаться