Амусин И. Д.

Курманская община

pNah II, 7-8). Как выше было сказано, из всего контекста Комментария на Наума определенно вытекает, что Эфраим - одно из символических обозначений фарисеев. Как показал Бургман (Burgmann, 1974, с. 327-328, 346 и др.), дальнейший шаг в углубленном изучении текста документа, раскрытии двойного значения ряда употребляемых в нем слов и выражений, а также восстановлении разрушительных слов и выражений сделал Газов-Гинзберг (Gazov-Ginzberg, 1967). Сам Бургман считает, что под обозначением развратная женщина скрывается первосвященник и этнарх Симон Маккавей (Bufgmann, 1974, с. 323-359), с чем согласиться, как мне представляется, трудно.

К поучительной литературе можно, по-видимому, отнести также еще малоизученные фрагменты 4Q 185 (Allegro, 1968, с. 85-87; Strugnell, 1970, с. 269-273; см. также перевод: Vermиs, 1979, с. 257-259).

[127] Переиздан Аллегро в 1968 г. без заглавия с прибавлением шести новых фрагментов. См.: Allegro, 1968, c. 82-85 (4Q 184).

[128] Dupont-Sommer, 1964a, c. 54-55; Dupont-Sommer, 1965a. См. Возражения Карминьяка: Carmignac, 1965a, c. 372-373.

Астрологическая литература

Астрологическая литература. Гороскопы. В 1964 г. Аллегро опубликовал фрагменты гороскопа (на еврейском языке) из 4-й пещеры (Allegro 1964b), переизданные им в 1968 г. (Allegro, 1968, с. 88-91).Эти тексты известны теперь под сиглами 4Q Cryptic и 4Q 186 [129]. С внешней, формальной стороны текст отличается своеобразным криптографическим способом написания: во-первых, в нем комбинируются три системы алфавитов - еврейский, греческий и финикийский (или палеоханаанский); во-вторых, каждая строка и каждое слово написаны не справа налево, как обычно в семитских языках, а слева направо; например, слово wslws и три записано swlsw (см.: Амусин, 1971, с. 98).

В хорошо сохранившихся строках 5-9 столбца II читается: (5) И голени его длинные и тонкие; и пальцы ног его (6) тонкие и длинные; и он из второго столпа [130]. Дух его: в доме света - шесть (долей) и три - в доме (8) тьмы. И это есть гороскоп (hmwld), в котором он рожден: (9) в ноге Быка. Он будет бедным. И животное его - Бык. Противопоставление дома света дому тьмы соответствует дуалистическому учению света - тьмы, нашедшему свое отчетливое выражение в столбцах III-IV Устава кумранской общины. (см. ниже, гл. IV, 3). Обращает на себя внимание различное соотношение долей света - тьмы в каждом из гороскопов. В только что цитированном соотношение шести к трем в пользу света. В другом гороскопе (стб. III, 5-6) соотношение противоположное: восемь к одному в пользу тьмы. Судя по контексту еще одного поврежденного гороскопа (фр. 2, стб. I; DJD V, 1968, с. 91), можно предположить, что в нем наиболее благоприятное соотношение: восемь к одному в пользу света. В цитированном выше гороскопе обращает на себя внимание также предсказание (стк. 9): бедным будет (ny yhyh). Поскольку одним из главных самоназваний членов кумранской общины было именно бедные, нищие, то не исключено, что в данном гороскопе утверждается принадлежность его хозяина к общине бедных. В каждом из этих гороскопов отчетливо выступают три столпа идеологии кумранской общины: дуализм света - тьмы, предопределение и избранничество. В таком случае можно вместе с К. Б. Старковой предположить, что гороскопы составлялись для каждого из вступающих в общину (см. интересный анализ этого вопроса, а также причины криптографической записи гороскопов: Старкова, 1978, с. 128-131).

Другой астрологический текст из 4-й пещеры - так называемый мессианский арамейский текст (4Q Mess ar) - был опубликован Старки в 1964 г. (Starcky, 1964, с. 51-56) и отнесен им к жанру гороскопов; переиздан в 1965 г. Карминьяком и Фитцмайером (Carmignac, 1965, с. 206-217; Fitzmyer, 1965) [131]. По палеографическим соображениям он датируется Старки и другими исследователями раннеиродианским временем, т. е. второй половиной I в. до н.э.

Опубликованная часть рукописи состоит из полутора десятков мелких клочков и насчитывает 11 строк. От первых трех строк сохранились лишь отдельные знаки и слова, например: руки, зубы, знаки на бедрах и т. п. , что указывает на гороскопический характер текста. Строки 4-11 содержат важные сведения о мессианско-эсхатологических воззрениях кумранской общины.

Вскоре после публикации Старки Фитцмайер высказал предположение, что в этом тексте можно видеть рассказ о рождении Ноя (Fitzmyer, 1965). Это мнение было поддержано Миликом (Milik, 1971b, с. 366), который отнес вместе с 4Q Mess ar также и 4Q 186 к кругу енохической литературы. В 1976 г.