Археологические памятники и рукописи, найденные в районе Иудейской пустыни (Нахал-Хэвер, Нахал-Мишмар и др.), публикуются в серии Judean Desert Studies) [11].
[1] Из них семь свитков происходят из 1-й пещеры: Устав Общины (1Q S), Комментарий на кн. Хаваккука (1Q pHab), свиток Войны (1Q M), свиток Гимнов (1Q H), Апокриф кн. Бытия на арамейском языке (1Q Gen Apoc ar) и два свитка кн. Исайи: пространный (1Q Isa) и краткий (1Q Isb); пять свитков происходят из 11-й пещеры: арамейский текст кн. Иова (11Q Tg Job), кн. Псалмов (11Q Psa), кн. Левит, написанная финикийским, или палеоеврейским, письмом (11Q paleo Lev), кн. Иезекиила (11Q Ez), так называемый Храмовой свиток (11Q Temple Scroll).
[2] В течение 1952-1954 гг. в его состав вошли: J. T. Milik, M. Baillet, P. Benoit, J. Starcky (Англия); D. Barthelemy (Швейцария); C. H. Hunzinger (ФРГ); C. L/ Harding (Иордания) и др.
[3] См.: Travail, 1956 (= Benoit 1956); Milik, 1957b; Hunzinfer, 1960.
[4] Помимо этой основной серии в отдельных странах, приобретших право издания кумранских рукописей или производивших собственные раскопки, создаются свои национальные серии. Такие серии созданы Нидерландской Академией наук, издавшей, в частности, арамейский текст Иова (11Q Tg Job), и Институтом археологии Иерусалимского университета, основавшего серию Judean Desert Studies, в которой вышли публикации Бар-Адона и Ядина. В Издании Иерусалимского университета посмертно вышли подготовленные Сукеником для публикации кумранские свитки Войны, Гимнов и Исайи (Sukenik, 1954-1955).
[5] Подробнее см.: Fizmmyer, 1969; Амусин, 1971, с. 397-398.
[6] См. примеч. 1. Издания эти следующие: Burrows et al. I, 1950 (1Q Isa; 1Q pHab), II, 1951 (1Q S); в 1972 г. фототипия Устава была переиздана в превосходном цветном воспроизведении Тревера (Trever, 1972); Habermann, 1952 (1Q S, 1Q pHab); Sukenik, 1954-1955 (1Q M, 1Q H, 1Q Isb); Yadin, 1955/1957a (1Q M); Avigad - Yadin, 1956 (1Q Gen Apoc); Licht, 1957 (1Q H); Habermann, 1959 (1Q S, 1Q pHab, 1Q M, 1Q H и др.); Lohse, 1964 (1Q S, 1Q H, 1Q M, 1Q pHab и др.); Licht, 1965 (1Q S, 1Q Sa, 1Q Sb).
[7] См.: Амусин, 1961a; см. также: Амусин, 1958.
[8] Малыми они называются по относительно небольшому по сравнению с 1-й и 4-й пещерами количеству найденных там фрагментов. См.: Greenfield, 1969.
[9] Подробнее см.: Амусин, 1971, с. 397-409.
[10] Об отдельных изданиях текстов из 11-й пещеры см.: Sanders, 1976, с. 409-410.
[11] Yadin, 1963; Yadin, 1971; Yadin, 1977; Bar-Adon, 1971a.
Датировка курманских рукописей
Ни одна из дошедших кумранских рукописей не имеет даты своего создания и переписки. Между тем для понимания содержания рукописей и их взаимосвязи необходимо знать. когда произведения были созданы, когда написаны дошедшие до нас списки и когда они были укрыты в пещерах. Это поставило науку перед сложнейшими проблемами (см.: Амусин, 1960-1961, с. 123-134; Амусин, 1971, с. 105-126), окончательное решение которых не достигнуто по сию пору, хотя многое и удалось сделать.
Сразу же после опубликования первых рукописей из Кумрана в науке разгорелись две битвы - за их подлинность и древность, и обе они были блистательно выиграны. Подлинность новонайденных рукописей была доказана как находками самих археологов рукописей in situ в пещерах 1,3-5,7-10 (в том числе фрагментов рукописей, обнаруженных бедуинами), так и другими бесспорными аргументами. Древность рукописей была окончательно установлена с помощью физического, радиокарбонного метода исследования льняных оберток, в которые были завернуты рукописи (см.: Sellers, 1951; Laperrousaz, 1976, с. 223-227); палеографического анализа рукописей; с помощью археологических раскопок пещер, в которых обитали и укрыли свои рукописи члены кумранской общины, и центрального строения общины - Хирбет-Кумран. Как нам уже известно (см. гл. II), результаты археологических раскопок и нумизматические находки позволили Р. де Во создать общепринятую теперь археологическую периодизацию обитания здесь общины в течение II в. до н.э.-I в. н.э. При этом было установлено, что 68 год н.э. является датой ante quem, т. е. датой, до которой рукописи были укрыты в пещерах. Таким образом, был получен положительный ответ на третий из поставленных перед наукой вопросов.
Следующим был решен второй вопрос - когда написаны дошедшие до нас списки. Для этого потребовались интенсивные палеографические исследования. Древнееврейская палеография как наука об эволюции древнееврейского письма возникла