что Дамасский документ не был предназначен для суровых условий жизни в кумранской пустыне, по крайней мере для общины Хирбет-Кумран с ее совместным трудом и коллективным бытом.
По вопросу о датировке Дамасского документа высказывались самые разнообразные мнения [100]. Важным критерием для определения времени создания этого памятника является то обстоятельство, что в нем содержатся заимствования из книг Еноха и Юбилеев [101]. Уже одно это говорит в пользу I в. до н.э. как о времени создания этого документа. Судя по всему, Дамасский документ отражает более позднюю ступень развития по сравнением с Уставом [102]. Мы не можем остановиться здесь на подробной аргументации этого положения (см.: Амусин, 1971, c. 116-126). Приведем для примера один лишь текст с зашифрованным комментарием по типу пешарим. В CD VIII, 9-12 = XIX, 22-25 цитата из Втор.32:33: Вино их - отрава драконов и мучительный яд гадюк - снабжается следующим комментарием: Драконы - это цари народов, а вино их - это пути их, а яд (weros) гадюк - это глава (ros)[*] царей Йавана, который пришел, чтобы учинить возмездие над ними. Но все это не поняли те, кто строил ограду... Строители ограды (bwny hhyc) в системе символики кумранских пешарим - это фарисеи. Но кто подразумевается в данном тексте под главой царей Йавана? Сегал, Дюпон-Соммер и Старки склонны понимать под ним Помпея Великого, который в 64 г. до н.э. положил конец существованию Селевкидского царства [103]. Однако сомнительно, чтобы римский полководец был назван главой царей Йавана. Более правдоподобным представляется предположение Котэпэ, что в выражении глава царей Йавана скрывается намек на сирийского царя Деметрия III Евкера, прозванного в 88 г. до н.э. на помощь восставшими фарисеями для борьбы с Александром Яннаем (Cothenet, 1963, с. 140, ср. с. 177, примеч. 20). В Комментарии на Наума, как известно, Деметрий прямо назван по имени, причем сообщается (4Q 169 I, 2), что он был призван в Иерусалим по совету толкователей скользкого, т. е. фарисеев. Как бы там ни было, в том и другом случае мы имели бы убедительный terminus post quem создания Дамасского документа.
[*] Явная игра слов: ros яд и глава.
Для определения хронологического соотношения Устава и Дамасского документа важным надо считать тот факт, что, как показали Вернберг-Мэллер и Котэпэ, Дамасский документ в своей законодательной части в определенных случаях находится в прямой зависимости от Устава [104]. Совокупность всех имеющихся в настоящее время данных позволяет прийти к предварительному выводу, что Дамасский документ создан позднее Устава. Окончательное решение этой сложной хронологический проблемы, если это вообще окажется возможным, мыслится только после опубликования и изучения всех фрагментов Устава и Дамасского документа. Неразрешимой загадкой (an insoluble riddle) назвал Дамасский документ в 1911 г. Познанским [105]. И хотя новые находки не пролили в полной мере ожидаемого света, мы тем не менее продолжаем оставаться оптимистами.
[89] Основные послевоенные издания текста: Zeitlin, 1952 (факсимильное); Rabin, 1954/1958; Habermann, 1952; Habermann, 1959; Lohse, 1964.
Переводы: Schechter, 1910, c. XXXI-LVI; Charles II, 1913/1973, c. 785-834; Rabim, 1954/1958; Burrows, 1955; Bardtke II, 1958; Gaster, 1957; Gaster, 1964; Maier I, 1960; II, c. 40-62; Vermиs, 1962 (= Vermиs, 1979); Tylocj, 1963; Dupont-Sommer, 1964.
Библиография: Charkes II, 1913/1973, c. 796-797; LaSor, 1958, ? 2650-2667; Rissfeldt, 1964, с. 880-881; Burchargt II, 1965, с. 336-337; Cothenet, 1963, c. 147-148; Rost, 1971, c. 127; см. также библиографию и в работах J. Murphy-OConnor о CD 70-х годов (см. список литературы).
[90] Книга Гинзберга в дополненном виде была переиздана на английском языке в 1976 г. (L. Ginzberg. An Unknown Jewish Sect. N. Y., 1976). См.: Fitzmyer, 1978.
[91] L. Levi. - RE. 63, 1912, c. 1-19 (цит. по: Milik, 1959, с. 38, примеч. 2).
[92] Baillet, 1956 (ср. DJD III, 1962, с. 128-131); 6Q D = CD IV, 19-21, V, 13-14, V, 18 - VI, 2 VI, 20 - VII, 1.
[93] Milik, 1959, c. 58; Cross, 1958, с. 82, примеч. 46.
[94] Travail, 1956, c. 61 (Milik); Milik, 1959, с. 58, 60. примеч. 1, с. 151-152.
[95] Murphy-OConnor, 1970; Murphy-OConnor, 1971; Murphy-OConnor, 1971a; Murphy-OConnor, 1972a; Murphy-OConnor, 1972b; Murphy-OConnor, 1974.
[96] Соблюдать день субботний соответственно точному его значению, а праздники и День поста (т. е. Йом Киппур) - соответственно исчислению (kmct) членов Нового Союза в стране Дамаск.