а) текст, предшествующий нынешнему началу; б) части, отсутствующие в каирском тексте; в) заключительную часть текста. Кроме того, по словам Милика, фрагменты из 4-й пещеры позволяют местами реконструировать текст Каирской генизы, в частности листы 15-16 поместить перед листом 9. Отсюда ясно значение этих фрагментов для будущего текстологического изучения всего документа в целом.
На вопрос о том, как попал кумранский текст в караимскую синагогу в Египте, основанную в 882 г. н.э., можно, по-видимому, ответить следующим образом. Из письма митрополита Селевкии Тимофея I митрополиту Сергию Эламскому известно, что около 800 г. н.э. в одной из пещер вблизи Йерихона были найдены еврейские рукописи, и среди них библейские сочинения, которые расходились с масоретским текстом. О находке еврейских рукописей в глиняных сосудах вблизи Йерихона сообщает и Ориген Александрийский в III в. н.э. (подробнее см.: Амусин, 1960-1961, с. 43-47). Не исключена возможность, что среди упоминаемых митрополитом Тимофеем I находок был и текст Дамасского документа, с которым познакомилась и адаптировала его только что возникшая секта караимов. Возможно, что этим также объясняются некоторые точки соприкосновения между кумранской и караимской литературами (Wieder, 1962).
Текст Дамасского документа, дошедший до нас из Каирской генизы, состоит из восьми листов, исписанных с двух сторон (I-XVI). Эти шестнадцать страниц обозначаются как текст A1 (c. I-VIII) и текст A2 (с. VIII-XVI), так как они различаются по почерку двух писцов. Кроме того, из той же генизы дошел еще один большой лист, также исписанный с двух сторон (принятое обозначение - с. XIX-XX), - текст B, датируемый XI-XII вв. Одна сторона этого текста (XIX) является параллельной рецензией CD VII, 5-VIII, 21. Текст оборотной стороны (XX) в тексте A отсутствует, а по своему содержанию примыкает к концу с. VIII до с. IX. В последние годы структурой и литературным анализом Дамасского документа усиленно занимается Мэрфи ОКоннор [95].
По своему содержанию Дамасский документ делится на две части. В первой, повествовательной и увещевательной части (I-VIII + XIX-XX), называемой обычно Увещеванием, делаются намеки на историю возникновения общины и появления ниспосланного богом Учителя праведности, ставшего руководителем и идеологом общины. В эту часть вмонтирован краткий обзор всей истории иудейского народа от сынов Ноя и вплоть до царства Велиала и переселения общины Нового Союза (или Нового Завета) в Дамаск. Члены общины призываются твердо придерживаться религиозной идеологии, враждебной господствующей.
Установлены также доктринальные совпадения идеологических основ учений общин Дамасского документа и Устава - дуализм (CD V, 18, XIII, 12) и предопределение (CD I, 7-8; ср. 1Q S III, 15). О степени разрыва повседневных отношений с окружающим социумом свидетельствует предписание придерживаться особого календаря (CD VI, 18-19) [96]. Обращает на себя внимание частое пользование методом кумранских пешарим (о которых речь будет ниже) - приведение библейских цитат и истолкование их путем применения к современной комментатору обстановке и к судьбам общины [97]. О близости Дамасского документа к жанру пешарим и, очевидно, ко времени их создания свидетельствует такой любопытный факт: В Дамасском документе и в пешарим встречаются общие только им термины и символические обозначения, отсутствующие в других известных нам кумранских текстах [98].
Во второй части, законодательной, или галахической (IX-XVI), содержатся правила и распорядок повседневной жизни членов Союза в различных местах их поселений - в городах и станах (уставы поселений и станов). В них говорится о суде, свидетелях и судьях, о клятвах; о соблюдении субботы; об очищении водой и правилах чистоты и нечистоты; даются сектантские истолкования библейских предписаний; правила, касающиеся различных институтов общины. В конце с. XVI разрушен текст, напоминающий перечень наказаний за различные нарушения правил. Несмотря на то, что законодательная часть Дамасского документа не менее ригористична, чем фарисейское законодательство (ср.: Albright - Mann, 1973, с. 139), а во многих отношений даже более строга и ригористична (например, предписание Дамасского документа о праздновании субботы) [99], антифарисейская направленность этого законодательства выступает весьма отчетливо (ср.: Neusner, 1973, с. 216).
Хозяйственная жизнь и социальный строй общины, нашедшие отражение в Дамасском документе, значительно отличаются от социальных отношений общины Устава. Создается впечатление,