изданный в 1977 г. так называемый Храмовой свиток и многие другие тексты, опубликованные в семи томах официальной серии Открытия в Иудейской пустыне (DJD I-VII, 1955-1981), а также в прелиминарном порядке. Перечень изданных кумранских текстов неоднократно публиковался Сандерзом [66]. Обратимся к обзору наиболее важных произведений кумранской общины.
УСТАВ ОБЩИНЫ Устав является одним из важнейших документов, который дает наиболее полное представление о внутренней структуре, социальном строе и идеологии кумранской общины; к сожалению, он не содержит конкретных сведений об истории общины. Впервые издан Барроузом, Тревером и Браунли в 1951 г. (Burrows et al. II, 1951). С тех пор документ многократно переиздавался, переведен на многие языки, в том числе и на русский, и породил огромную литературу [67]. Название документа условно. Полагают, что сами кумраниты называли это произведение srk hyhd, т. е. Устав общины. Часто встречается в документе слово srk (serek), буквально означающее устав, правило, распоряжение и т. п., вполне оправдывает приданное документу наименоваие [68].
В его нынешнем виде длина свитка равна около 190 см. Документ состоит из 11 исписанных столбцов, в среднем по 26 строк в каждом. В первых двух столбцах и в начале третьего (I, 7-III, 12) излагаются обязанности вступающих в общину, цель общины, порядок приема новых членов и их испытания. В столбцах III-IV раскрываются основы дуалистического учения общины, учения о двух противостоящих друг другу и борющихся царствах: царстве света, добра и праведности и царстве тьмы, зла и нечестия (III, 13-IV, 26). В столбцах V-IX говорится о правилах, регулирующих внутреннюю жизнь общины (V, 1-IX, 11); в частности, приводится дисциплинарный Устав с предусмотренными в нем наказаниями за проступки и нарушения правил общины (VI, 24-VII, 25). Далее следуют правила для обучающего членов общины, буквально вразумляющего (lmskyl), в которых повторяются и обобщаются основные положения (IX, 12-X, 8). Завершается документ поэтическим заключением (X, 8-XI, 22), составленным в стиле псалмов.
Как справедливо отметил Вермеш, в древнеиудейских источниках трудно найти параллель кумранскому общинному Уставу, в то время как сходный тип литературы, так называемые церковные уставы (или распорядки, правила), представленные Дидахе, Дидаскалиями, Апостолическими конституциями и т. д., процветал среди христиан между II и IV вв. (Vermиs, 1962 = Vermиs, 1979, с. 71).
Рукопись Устава из 1-й пещеры по палеографическим данным датируется временем между 100 и 75 гг. до н.э. (Cross, 1958, с. 89). Спорной является дата его создания. Учитывая сложную литературную историю этого памятника, весьма вероятной представляется датировка его последними десятилетиями II в. до н.э. (Leaney, 1966, с. 116). Однако этот вопрос, несмотря на множество исследований и высказываний, ему посвященных, еще нельзя считать решенным. В известной степени это обусловлено тем, что до сих пор еще не опубликованы по меньшей мере десять фрагментированных рукописей Устава из одной только 4-й пещеры. Правда, в 1960 г. Милик в рецензии на комментированный перевод Устава, изданный Вернбергом-Мэллером в 1957 г., указал на варианты, содержащиеся в 4Q Sa-l (Milik, 1960). Но это были только избранные варианты. Судя по предварительным данным, не изданные еще фрагменты могут внести много нового в текстологическую историю Устава, что создаст основу и для более достоверного решения проблемы датировки.
Приведу пример. В связи с исследованием вопроса о способе нумерации листов рукописей в кумранском скриптории Милик опубликовал в 1977 г. отрывок из 4Q Sd 2 I = 1Q s V, 1-20 (Milik, 1977). Не входя здесь в рассмотрение всего отрывка, состоящего из 13 строк, укажу лишь для примера на характерные расхождения между началом текста 1Q S V и соответствующим текстом из 4-й пещеры - 4Q Sd. Текст 1Q S V, 1-3 гласит: И вот Устав (were hasserek) для людей йахад (общины), которые добровольно приняли на себя обязательства отвратиться от всякого зла и твердо придерживаться всего, что повелел Он, соответственно воле Его: отделиться от сообщества людей кривды и присоединиться к общине в Учении и в делах имущества, повинуясь слову сынов Цадока - священников, охраняющих Союз, и слову большинства людей общины, твердо придерживающихся Союза. Сохранившееся начало 4Q Sd 2 I гласит: (1) Мидраш вразумляющему (midra? lammaskil) [69]... (2) что приказал Он и чтобы отделиться от сообщества лю[дей...] (3) по слову раббим (т. е. полноправных членов общины. - И. А.) о всяком деле, относящемся