что в не меньшей мере кумранитов могли интересовать апокалиптические и эсхатологические изображения эсхатологического катаклизма: (18) Из-за их (нечестивцев) деяний погублена будет земля, не будет насаждений виноградников, не будет елея, ибо все деяния их - обман и ложь; из-за сынов человеческих погибнет и зверь, и скот, и птица, и вся рыба морская. (19) И будут бороться друг с другом - молодые со стариками, а старые с молодыми, бедный с богатым, униженный с почтенным, нищий с вельможей... (20) И поднимутся (на них) мечами и войной, чтобы вернуть их на путь, но не возвратятся они (на путь праведный), пока не прольют много крови друг друга на земле. (21) И спасшиеся не отвратятся от зла (и не вступят) на путь праведности, но хитростно и с жаждой богатства поднимутся, чтобы отобрать то, что принадлежит другому; и хотя назовут великое имя, но не по истине и не по праведности и осквернит святая святых нечистотою разрушительной их мерзости. (22) И великое наказание воспоследует от Бога за деяния этого поколения, и Он предаст их мечу, и суду, и плену, и разграблению, и пожиранию... (Юб.23:18-22).
Такие идеи были близки кумранитам. Мне представляется, что, например, с только что цитированным стихом 21 перекликается текст фрагментированной кн. Тайн: Разве не из уст всех народов раздается голос истины? (Но) есть ли уста и язык, придерживающиеся ее?.. Где на [род], который не грабил бы богатс[тва] другого... (1Q Myst I, 9-11) [49].
[44] Еще в середине прошлого века Еллинек, автор известного собрания мидрашей (Jellinek, 1853-1857), высказал мнение о ессейском происхождении или ессейских тенденциях кн. Юбилеев (см.: Jellinek, 1855, III, с. 24). С этим не согласился Шюрер (Scherer III3, 1898, с. 276; ср.: Bertholet, 1896, с. 251: Книга Юбилеев... без всякого сомнения (ohne allen Zweifel), происходит из фарисейских кругов...), но после открытия кумранских рукописей к взгляду о ессейском происхождении кн. Юбилеев и еще в более категоричной форме присоединился Милик (Milik, 1959, с. 32: ... the work was itself written by a member of the sect). Ср. также: Rost, 1971, с. 100; Grintz, 1973, с. 298, примеч. 12.
[45] Finrelstein, 1943; Albright, 1957, с. 20.
[46] Charles II, 1913/1973, с. 6; Licht, 1958, с. 585-586; Milik, 1959, с. 32; Leaheeey 1966, с. 82; Rost, 1971, с. 100; Grintz, 1973, с. 298, примеч. 13; Safrai - Stern, 1976, II, с. 839. Jongeling et al., 1976 c. 78, датируют кн. Юбилеев I в. до н.э.
[47] В том числе 2 рукописи из 1Q, 2 - из 2Q, 1 - из 3Q, 6 - из 4Q и 1 - из 11Q.
[48] К таковому же отождествлению и дальнейшей ее разработке пришли Дейхгрэбер и Байе. См.: Deichgrдber, 1965; Baillet, 1965.
[49] Подробнее текст и комментарии см.: Амусин, 1971, с. 317-325.
ЗАВЕЩАНИЕ Сложнее дело обстоит с третьим апокрифическим произведением, известным под названием Завещание (или Завета) 12 патриархов и дошедшим до нас на греческом языке. Наиболее полным изданием этого текста с включением вариантов армянской и славянской версий, а также средневековых арамейских и еврейских фрагментов Завещаний Левия и Нафтали является основополагающий труд Чарлза (Charles, 1908/1960) и его же комментированный перевод (Charles II, 1913/1973) [50]. В книге излагаются предсмертные речи - завещания 12 патриархов - сыновей Иакова, откуда происходит название этого произведения, впрочем присвоенное ему византийскими писцами (Bickerman, 1950, с. 245). Первоначальное название Завещаний неизвестно. В заглавиях греческого текста отмечается старшинство того или иного сына. Например: Завещание Рувима, первородного сына Иакова и Лии (Diathкkк Roubкm tou pretotokou hyiou Jakob kai Leias) или: Завещание того же Нафтали (XIII в.) заглавие гласит: Вот Завещание Нафтали, сына Иакова (Charles, 1908, с. 239).
Прямые ссылки в Завещаниях на книги Еноха и Юбилеев (например, T. Sim V, 4; T. 4; T. Dan V, 5; T. Napht IV, 1 и др.) и внутренняя идейная близость этих произведений свидетельствуют о пинадлежности их к одному и тому же идейному течению. Большая близость отмечается также между Завещаниями и ессейско-кумранским кругом воззрений. Так, дуалистическое учение Завещаний о двух путях [51] близко к основополагающему для Кумрана дуалистическому учению о двух духах (1Q S III, 17 и сл.; см. ниже, гл. IV, 3). Но и в завещаниях мы встречаемся с тем же понятием два духа. Например, в Завещании Иуды мы читаем: Знайте, дети мои, что два духа сопутствуют человеку (deo pneumata scholazousi toi fnthropoi): дух истины и дух заблуждения (T. Jud XX, 1).