в наследство. Остальное делили братья поровну, но тому, кто помог наиболее значи- тельно увеличить имущество, давали соответственное возме- щение. Если были только дочери, то наследовали двоюрод- ные братья или ближайшие родственники. Если их возраст не позволял передать им имущество, его передавали опеку- ну из наиболее близких родственников, который давал ма- тери на их воспитание, ибо был обычаи не оставлять ниче- го во власти матери; или же отбирали детей, особенно если опекунами были братья умершего. Когда наследники до- стигали надлежащего возраста, опекуны отдавали им иму- щество. Не сделать этого было большим позором и причи- ной многих раздоров. Передача наследства производилась
в присутствии сеньоров и знатных, за вычетом того, что да- валось на воспитание. Не давали ничего из урожаев с на- следственных участков, равно как с пасек и деревьев какао, ибо говорили, что достаточно было держать это в сохранно- сти. Когда умирал сеньор и не имел сыновей, чтобы управ- лять после него, но имел братьев, правил старший из брать- ев или наиболее предприимчивый. Наследника знакомили с обычаями и празднествами, для того чтобы он знал их, когда станет мужем. Эти братья, даже когда наследник уже правил, распоряжались всю свою жизнь. Если умерший не имел братьев, жрецы и знатные люди выбирали подходя- щего для этого человека.
БРАК
В древности они вступали в брак 20 лет; сейчас - в воз- расте от 12 до У. Поэтому сейчас они разводятся более лег- ко, так как женятся без любви, не зная брачной жизни и обязанностей супругов. Если отцы не могли их уговорить возвратиться к женам, то они искали им новых и новых. С такой же легкостью бросают своих жен мужчины, имею- щие детей, не боясь, что другие возьмут их в жены или что они позднее возвратятся к ним. При всем этом они очень ревнивы и не переносят спокойно, когда их жены неверны. Сейчас, когда они видели испанцев, убивающих за это сво- их жен, они начали грубо обращаться с женами и даже уби- вать их. Если дети еще маленькие, когда они разводятся, они их оставляют матерям; если большие, то юноши идут с отцами, а девушки с матерями.
1 По другим источникам, девушки вступали в брак 14-15 лет, юноши - 17-18. После испанского завоевания брачный возраст девушек снизился до 12 лет, вероятно в связи с сокращением населения.
Хотя развод был вещью столь общей и обычной, старики и те, кто держался лучших обычаев, считали его дурным. Многие никогда не имели больше одной жены, которую ни- когда не брали того же имени со стороны отца. Это было у них делом очень бесчестным. Если женились на своячени- цах, женах своих братьев, это считалось дурным. Они не женились на мачехах, на свояченицах - сестрах своих жен, на тетках - сестрах своих матерей, и если кто-либо делал это, считали дурным.
Со всеми остальными родственницами со стороны матери они вступали в брак, хотя бы это была двоюродная сестра.
На отцах лежала большая забота отыскать сыновьям во- время жен их положения и состояния и, если могли, из той же местности. У них считалось неудобным искать жен для себя или отцам заботиться о замужестве своих дочерей. Чтобы до- говориться об этом, отыскивали сватов, которые бы вели это дело. Условившись и договорившись, сговаривались о церемо- нии и приданом, которое было очень невелико. Отец юноши давал его отцу невесты, а свекровь, кроме того, давала в при- даное одежды невестке и сыну. Когда наступал день свадьбы, они собирались в доме отца невесты, и там было приготовлено угощение. Приходили гости и жрец; собрав новобрачных и их родителей, жрец утверждал их бракосочетание, раз к этому хорошо отнеслись родители и было хорошо для них, и они от- давали юноше его жену в эту же ночь, если он был готов к это- му. Затем устраивался обед и званый пир. С этого времени впредь зять оставался в доме тестя, работая 5 или 6 лет на те- стя. Если он не делал этого, его выгоняли из дома. Матери за- ботились, чтобы жена всегда давала мужу есть в знак брака.
Вдовы и вдовцы вступают в брак без праздника и торжеств. Достаточно вдовцу прийти в дом вдовы, быть принятым и по- лучить еду, чтобы брак считался совершенным. Это приводит к тому, что они расходятся с такой же легкостью, как сходятся.
Юкатанцы никогда не берут более одной жены, как слу- чается в других странах, когда имеют многих сразу. Иногда отцы договариваются о браке своих малолетних детей до то- го, как они достигли соответствующего возраста, и считают- ся свойственниками.
КРЕЩЕНИЕ
Крещения нет ни в какой части Индий, кроме Юкатана, где оно существует под названием,