кукуруза, из которой они делают различные кушанья и напитки. При этом напиток, как они его пьют, служит им одновременно пищей и питьем. Индианки кладут кукурузу на ночь размокать в воду с известью; утром она там делается мягкой и наполовину сваренной, и таким об- разом отделяется шкурка и корешок. Затем они ее размалыва- ют между камнями. Они дают ее наполовину размолотой ра- бочим, спутникам и мореплавателям большими комками и целыми ношами. Она сохраняется несколько месяцев и толь- ко скисает. Они берут комок и растворяют его в сосуде из скорлупы плода, растущего на дереве, с помощью которого Бог снабдил их сосудами. Они пьют эту жидкость и съедают остаток. Это вкусная и важная пища. Из более мелко размо- лотой кукурузы они выжимают молоко, сгущают его на огне и делают как бы кашу на утро. Ее пьют теплой, а то, что оста- лось от утра, заливают водой, чтобы пить днем, ибо у них не принято пить чистую воду. Они также варят кукурузу, разма- лывают и разводят водой и, примешивая туда немного индей- ского перца или какао, получают очень освежающий напиток.
Они делают также из кукурузы и размолотого какао осо- бую пену, очень вкусную, с которой справляют свои праздне- ства. Они добывают из какао масло, напоминающее коровье, и из этого масла и кукурузы делают другой напиток, вкусный и ценимый. Они делают еще другой напиток из вещества размолотой кукурузы, очень освежающий и вкусный.
к животу и продевается вниз, скрывая их стыд; индианки носят свои энагуа, наподобие мешка, открытого с обоих боков; он привязывается к поясу и скры- вает их стыд; кроме этого, многие индианки имеют обыкновение носить за- плетенными волосы, которые у них очень длинные, покрывая их косынкой из хлопковой ткани, открытой наподобие короткой накидки, которая также слу- жит им, чтобы закрывать груди. Многие индейцы ходят обнаженными, толь- ко с набедренной повязкой, - говорится в Сообщениях из Юкатана.
Они делают разного рода хлеб, хороший и здоровый, но его плохо есть, когда он холодный. Поэтому индианки занимаются его приготовлением два раза в день. Не удается приготовить из кукурузы муку, которую можно было бы ме- сить, как пшеничную, и если иногда делается хлеб, как пше- ничный, ничего не получается.
Они тушили овощи и мясо крупной дичи и птиц, диких и домашних, которые многочисленны, и рыбу, которой мно- го. Таким образом, они имеют хорошую пищу, особенно по- сле того, как стали разводить свиней и птиц из Кастильи.
Утром они пьют теплый напиток с перцем, как это было сказано, днем пьют другие, холодные, а ночью едят тушеное мясо. Если нет мяса, они делают соусы из перца и овощей. У них нет обычая мужчинам есть с женщинами; они едят от- дельно на земле или в лучшем случае на циновке в качестве стола. Они едят много, когда имеют пищу; когда же нет, очень хорошо выносят голод и обходятся очень немногим. Они моют руки и рот после еды1.
ПИРШЕСТВА, МУЗЫКА И ТАНЦЫ
Они татуировали себе тела и чем больше татуировались, тем более считались храбрыми и мужественными, ибо тату- ировка была большим мучением и делалась следующим об- разом: татуировщики покрывают часть, которую хотят тату-
1 Они употребляли в пищу с древних времен кукурузу и хлеб из нее же и едят ее и сейчас; из напитков пьют столь, своего рода жидкую кашу, сделан- ную из размолотой кукурузы, разведенной водой; они часто целый день вмес- то чистой воды пьют посоль, густо разводя в воде массу из жареной кукурузы, и подкрепляются этим напитком. Когда у них не хватает этой еды, многие уми- рают из-за употребления в пищу лесных плодов и корней, а также из-за упо- требления напитка, который они называют какао - оно у них ходит как моне- та, - потому что это питье холодное и некоторых простуживает н губит.
ировать, краской, а затем они надрезывают осторожно ри- сунок, и, таким образом, от крови и краски на теле остают- ся следы. Это делается понемногу из-за сильной боли. Они даже становятся после этого больными, ибо татуированные места воспаляются и выступает жидкость. Несмотря на это, они насмехаются над теми, кто не татуируется.
Они очень гордились обходительностью, грацией и при- родным изяществом. Сейчас они едят и пьют как мы. Ин- дейцы были очень распущенны в питье и пьянстве, и у них от этого случалось много дурного; так, они убивали друг друга, насиловали в кроватях бедных женщин, ожидавших встретить своих мужей, вели себя даже с отцами и матерями как в доме своих врагов и поджигали их дома. Кроме всего этого, они разорялись от пьянства. Когда оргия была общей и с жертвоприношениями, ее оплачивали