испанцев, когда они разделятся для собирания дани. В один день они убили 17 испанцев и 400 индейцев, слуг убитых и оставшихся в живых испанцев. Они немед- ленно разослали по всей стране руки и ноги в знак того, что они совершили, чтобы вызвать восстание. Но другие не за- хотели этого делать, и, таким образом, аделантадо смог по- мочь испанцам Вальядолида и наказать индейцев1.
У аделантадо были неприятности с жителями Мериды, но более всего от цедулы императора, которая всех губерна- торов лишала индейцев.
В Юкатан прибыл приемщик, отобрал у аделантадо ин- дейцев и взял их под королевское покровительство. Вслед за этим у него потребовали отчет в королевской Аудиенции Мексики, которая послала аделантадо в королевский Совет по делам Индий в Испанию, где он умер, обремененный го- дами и трудами. Он оставил в Юкатане свою жену, донью Беатрис, более богатую, чем он сам, своего сына Франсис- ко де Монтехо, женатого в Юкатане, свою дочь Каталину,
1 В Сообщении из Мериды говорится: В 1546 г. восстали жители самых больших селений в этих провинциях, особенно тех, что находятся в окрестнос- тях города Вальядолида, и жители провинций Сотута, Кочвах, Ах Кин Чель и Колот Муль, которые были людьми непокорными и воинственными и полага- ли, что могут изгнать испанцев из страны, как в первый раз, когда испанцы при- шли завоевывать ее. Они убили в этом восстании и мятеже более 30 испанцев из тех, которые пошли, разделившись, по селениям упомянутых индейцев; ис- панцев предали очень жестокой смерти; к ним испытывали такую ненависть, что даже их слуг, хотя они были такие же индейцы, не помиловали и убили, и даже собак и кошек, и деревья, привезенные из Испании, вырвали и все другие ве- щи, которые были испанскими, уничтожили. Но наш сеньор воспользовался тем, что мятеж не был всеобщим в стране, потому что оставалось много селений, которые не восстали; это были селения провинций Тутуль Шиу, Хокаба и Ах Кануль, вместе с которыми испанцы умиротворили всех и привели в подданст- во его величеству, в каковом состоянии они находятся до сих пор.
бывшую замужем за лисенсиатом Алонсо Мальдонадо, президентом Аудиенций Гондураса и Санто-Доминго на ос- трове Эспаньола, дона Хуана де Монтехо, испанца, и дона Диего, метиса, который родился от одной индианки.
Дон Франсиско, после того как передал губернаторство своему отцу аделантадо, жил в своем доме частным образом, не участвуя в управлении, хотя очень уважаемый всеми за за- воевание, разделение и управление этой страной. Он отпра- вился в Гватемалу, чтобы дать отчет в своем управлении, а за- тем возвратился в свой дом. Он имел детей - дона Хуана де Монтехо, который женился на донье Исабеле, родом из Са- ламанки, донью Беатрис де Монтехо, вышедшую замуж за своего дядю, двоюродного брата ее отца, и донью Франсиску де Монтехо, бывшую замужем за доном Карлосом де Авель- яно, родом из Гвадалахары. Он умер после долгой болезни, уже после того, как увидел их всех вступившими в брак.
ФРАНЦИСКАНЦЫ В ЮКАТАНЕ
Брат Хакобо де Тестера, францисканец, прибыл в Юка- тан и начал обучать детей индейцев. Но испанские солдаты заставляли юношей столько работать, что у них не остава- лось времени для ученья. С другой стороны, они были недо- вольны братьями, когда те их порицали за то, что они дела- ли дурного по отношению к индейцам. Поэтому брат Хакобо вернулся в Мексику, где и умер.
После этого брат Торибио Мотолиниа послал братьев из Гватемалы, а брат Мартин де Охакастро послал еще больше братьев из Мексики. Они все обосновались в Кампече и Мериде под покровительством аделантадо и его сына до- на Франсиско, которые им выстроили монастырь в Мериде, как это уже было сказано.
Они старались изучить язык, который был очень труден. Лучше всех его знал брат Луис де Вильяльпандо, который на- чал изучать его с помощью знаков и камешков1. Он составил своего рода грамматику его и написал христианское наставле- ние на этом языке, хотя и встречал много препятствий со сто- роны испанцев, которые были полными хозяевами и хотели, чтобы все делалось только для увеличения их доходов и дани. Индейцы со своей стороны стремились остаться при своем идолопоклонстве и оргиях. Работа оказалась особенно боль- шой, потому что индейцы были рассеяны по лесам.
Испанцы видели с сожалением, что братья устраивают мо- настыри; они разгоняли сыновей индейцев своих поместий, чтобы те не стали учиться, и сожгли два раза монастырь в Ва- льядолиде вместе с церковью, которая была из дерева и соло- мы, так что братьям пришлось уйти жить к индейцам. Когда индейцы