Стогов Илья

Священные письмена Майа

части страны. Дон Франсиско послал своего двоюродного брата Франсиско де Монтехо в город Вальядо- лид, чтобы умиротворить селения, которые были еще мятеж- ны, и чтобы заселить этот город, как он заселен теперь. Он основал в Чектемале город Саламанку; Кампече был уже ос- нован. Он упорядочил службу индейцев и управление испан- цев, до того как прибыл из Чиапаса в качестве губернатора аделантадо его отец, со своей женой и домом. Он был хоро- шо принят в Кампече и назвал город Сант-Франсиско, по своему имени, а затем отправился в город Мериду.

ЖЕСТОКОСТИ ИСПАНЦЕВ

Индейцы тяжело переносили ярмо рабства. Но испанцы дер- жали разделенными их поселения, находившиеся в стране. Од- нако не было недостатка в индейцах, восстававших против них, на что они отвечали очень жестокими карами, которые вызвали уменьшение населения. Они сожгли живыми несколько знатных

1 Мерила была основана 6 января 1542 г.

лиц в провинции Купуль, других повесили. Были получены све- дения о волнении жителей Иобаина, селения Челей. Испанцы схватили знатных лиц, заперли в одном доме в оковах и подожг- ли дом. Их сожгли живыми, с наибольшей в мире бесчеловечно- стью. И говорит это Диего де Лавда, что он видел большое де- рево около селения, на ветвях которого капитан повесил многих индейских женщин, а на их ногах повесил их собственных детей. В том же селении и в другом, которое называют Верей, в двух лигах оттуда, они повесили двух индианок, одну девушку и другую, недавно вышедшую замуж, не за какую-либо вину, но потому, что они были очень красивыми, и опасались волне- ний из-за них в испанском лагере, и чтобы индейцы думали, что испанцам безразличны женщины. Об этих двух женщинах со- хранилась живая память среди индейцев и испанцев, по причи- не их большой красоты и жестокости, с которой их убили.

Индейцы провинций Кочвах и Чектемаль возмутились, и испанцы их усмирили таким образом, что две провинции, бывшие наиболее населенными и наполненными людьми, ос- тались наиболее жалкими во всей стране. Там совершали не- слыханные жестокости, отрубая носы, кисти, руки и ноги, груди у женщин, бросая их в глубокие лагуны с привязанны- ми к ногам тыквами, нанося удары шпагой детям, которые не шли так же быстро, как их матери. Если те, которых вели на шейной цепи, ослабевали и не шли, как другие, им отрубали голову посреди других, чтобы не задерживаться, развязывая их. Они вели большое количество пленных мужчин и женщин для обслуживания, обращаясь с ними подобным образом.

Утверждают, что дон Франсиско де Монтехо не совер- шал ни одной из этих жестокостей и не присутствовал при них. Напротив, он их считал очень дурными, хотя не мог больше ничего сделать.

Испанцы оправдываются, говоря, что их было мало и они не смогли бы подчинить столько людей, если бы не внуши-

ли страх ужасными карами. Они приводят примеры из исто- рии и приход евреев в землю обетованную с большими жес- токостями по повелению Божию. С другой стороны, индей- цы имели основание защищать свою свободу и доверять мужественным капитанам, которые были среди них, надеясь таким образом освободиться от испанцев.

Рассказывают об одном испанском арбалетчике и индей- ском лучнике, которые, будучи оба очень искусными, стара- лись убить друг друга, но не могли застать врасплох. Испанец притворился небрежным, опустившись на колено, и индеец пустил ему стрелу в руку, которая пронзила плечо и отделила одну кость от другой. В то же время испанец спустил арбалет и пронзил грудь индейца. Тот, чувствуя себя смертельно ра- ненным, чтобы не сказали, что его убил испанец, отрезал ли- ану, похожую на иву, но более длинную, и повесился на виду у всех. Есть много примеров подобного мужества.

СМЕРТЬ МОНТЕХО

Перед тем как испанцы захватили эту страну, местные жи- тели жили вместе в селениях в большом порядке. Поля были очень хорошо обработаны, очищены от сорных трав и засаже- ны очень хорошими деревьями. Их поселения были такого ха- рактера: в середине селения находились храмы с красивыми площадями, вокруг храмов были дома сеньоров и жрецов и за- тем людей наиболее богатых и почитаемых, а на окраине селе- ния находились дома людей наиболее низших.

Колодцы, которых было немного, находились около до- мов сеньоров. Их имения были засажены винными деревь- ями, засеяны хлопком, перцем и кукурузой. Они жили так скученно, боясь врагов, которые брали их в плен, и только во время войн с испанцами они рассеялись по лесам.

Индейцы Вальядолида, по их дурным обычаям или по причине дурного обращения испанцев, составили заговор, чтобы убить