Хойабах. Пле- мя каоке, очевидно, находилось где-то неподалеку от современных поселений Санта-Мария-Каоке и Сант-Яго-Каоке. Сакулеу (Белая земля) - кре- пость индейцев племени мам, расположенная около древнего города Чинаб- хуль, современного Уэуэтенанго. Чуви-Микина (Над горячей водой) - город племени мам на горе южнее современного Тотоникапана; у подножия этой горы действительно бьют горячие источники. Шелахух-Киех (Под ко- пытами десяти оленей) - большой город племени мам; завоеванный киче, он получил название Шелахух-Киех, а позже, при испанском завоевании - ацтекское имя Кесальтенанго, которое носит и теперь. Чува-Цак (Перед крепостью) - современный город Момостенанго. Цолохче (Ива) - по- селение около современной Чикимулы, неподалеку от Сайта-Крус-дель-Киче.
2 Человеческое жертвоприношение, при котором пленного привязывали к дереву, а затем убивали выстрелами из лука, было широко распространено у древних народов Мексики и Гватемалы. На стенах одного из храмов Тикаля (древний период майя) имеется рисунок, изображающий подобную казнь.
Рассказывают, что разрушение этих поселений произошло так внезапно, как будто бы раскрылись уста земли. Подоб- но вспышке молнии, которая ударяет и разбивает вдребезги скалу, так мгновенно завоеванные народы исполнились ужа- са перед народом киче и принесли свою покорность.
Перед Колче, как свидетельство о городе, разрушенном Кикабом, находится теперь каменная скала, которая выгля- дит почти как вырубленная острием топора; она вся вдоль и поперек изрублена. Она находится там, на побережье, на- зываемом Петатайуб, и теперь люди, проходящие мимо, мо- гут ясно ее видеть - доказательство могучей силы Кикаба.
Они не могли ни убить его, ни победить его, потому что он поистине был мужественным человеком, и каждый народ приносил ему полагающуюся дань.
И все владыки собрались на совет и затем отправились укреплять ущелья и стены поселений, после того как были завоеваны поселения всех племен. Тогда дозорные отправи- лись наблюдать за врагом, и они оставили памятные знаки в завоеванных местностях. Только на случай, если вдруг племена вернутся, чтобы занять поселение, - говорили владыки, когда собрались снова на совет.
Затем они вышли, чтобы занять предназначенные им ме- ста. Это будет как наши укрепления и наши поселения, как наши стены и защитные сооружения, здесь будет доказана наша боевая сила и наше мужество, - говорили все вла- дыки, когда они отправились занять места, предназначен- ные каждому роду, чтобы бороться с противником.
И, получив свои приказания, они отправились к поселе- ниям, которые были основаны в стране племен. Они долж- ны были отправиться в эти местности.
- Не страшитесь, если там еще имеются враги и они снова придут, чтобы убить вас. Быстро возвращайтесь и дайте мне знать, а я пойду и сам убью их! - говорил
Кикаб, когда он прощался со всеми ними в присутствии ка- леля и ах-цик-винака.
Тогда отправились стрелки из лука и пращники, как их следует называть. Тогда распространились деды и отцы все- го народа киче. Они находились на каждой из горных вер- шин, и они были как стражи гор, они сторожили со своими луками и пращами, они были тогда стражами войны. Они не имели никаких увеселений и не имели ни одной статуи боже- ства, когда они отправились. Они отправились только, что- бы укрепить стены своих поселений.
Тогда вышли все: владыки из Увилы, владыки из Чулима- ля, Сакийа, Шахбакиех, Чи-Темах, Вахшалахуха, а также и владыки из Кабракана, Кабикак-Чи-Хун-Ахпу и еще вла- дыки из Мака, владыки из Шайабаха, владыки из Саккабаха, владыки из Сийаха, владыки из Микина, владыки из Шела- хуха, а также владыки с побережья. Они отправились как во- енная стража, как защитники земли; они отправились по при- казанию Кикаба и Кависимаха - ax-попа и ах-попа-камха, а также по приказанию калеля и ах-цик-винака, - тех, кто был четырьмя повелителями.
Они были посланы, чтобы сторожить врагов Кикаба и Ка- висимаха - имена правителей, оба из дома Кавека, чтобы сторожить врагов Кеема - имя владыки людей Нихаиба, и Ачак-Ибойа - имя владыки людей Ахау-Киче. Вот тако- вы были имена владык, пославших их и назначивших их раз- ведчиками. И они, как их сыновья и данники, отправились к горам, к каждой из гор. Они отправились сразу же первы- ми, и они захватили пленных, они доставили своих пленников пред лицо Кикаба и Кависимаха, калеля и ах-цик-винака. Лучники и пращники воевали и брали все больше пленников и заложников. Некоторые из защищавших укрепления были храбреца- ми. И в их словах и требованиях