Так было сказано ими.
Наши первые матери и отцы еще не хранили изображений богов ни из дерева, ни из камней, и их сердца устали от ожи- дания солнца. Уже были очень многочисленными все племена и между ними народ йаки, а также владыки страха перед бо- гом и устроители жертвоприношений.
- Давайте пойдем, давайте пойдем осмотрим все и по- ищем, нет ли чего, что мы могли бы признать как наших по- кровителей. Не сможем ли мы найти то, что должно гореть перед нами. Ибо так, как мы живем теперь, мы не имеем ни- кого, кто бы бодрствовал для нас, - сказали Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам.
И, услышав о городе, они отправились туда.
И вот имя того места, куда отправились Балам-Кице, Ба- лам-Акаб, Махукутах, Ики-Балам и люди народов там и илок, было Тулан-Суйва, Вукуб-Пек, Вукуб-Сиван1. Та- ково было имя города, куда они отправились, чтобы полу- чить своих богов.
Итак, они все прибыли в Тулан. Невозможно было сосчи- тать число людей, которые туда прибыли; туда отправились очень многие, и странствовали они, построившись в ряды.
Тогда было появление богов, и первыми появились боги Ба- лам-Кице, Балам-Акаба, Махукутаха и Ики-Балама, а они были исполнены радости: Наконец-то нашли мы то, чего ис- кали! - говорили они.
Первым появившимся был бог Тохиль, как именовался этот бог, и Балам-Кице положил его на свою спину, на свою раму. Затем появился бог по имени Авилиш, и Балам-Акаб унес его. Бог по имени Хакавиц был унесен Махукутахом, а Ики-Ба- лам унес бога по имени Никакахтаках.
И таким же образом вместе с народом киче получили свое божество и люди тама. И вот почему Тохиль было имя бога
ВукубПек - Семь Пещер, Вукуб-Сиван - Семь Ущелий.
у людей тама, кого получили праотцы и отцы владык тама, которых мы знаем еще и теперь.
На третьем месте были люди илока. Имя бога, которого получили праотцы и отцы этих владык, которых мы знаем еще и теперь, было также Тохиль.
Таким образом, трем группам киче были даны их имена, и они не разделялись, потому что они имели бога с одним и тем же име- нем: Тохиль у киче, Тохиль у тама и Тохиль у илока; только одно было имя бога, и с тех пор эти три группы киче не разлучались.
Велики, воистину, были бытие и сущность этих трех: То- хиля, Авилиша и Хакавица.
Затем прибыли все другие народы: люди из Рабиналя, какчикели, люди из Цикинаха и народ, который теперь но- сит название йаки. И там изменилась речь народов; их язы- ки стали различными. Они уже не могли больше ясно пони- мать то, что слышали друг от друга, после того как прибыли в Тулан. Там же они и разделились: были такие, кто отпра- вился на восток, но большинство пришло сюда.
И одеяниями их были только лишь шкуры животных; они не имели хороших тканей, чтобы одеться; шкуры животных были их единственной одеждой. Они были бедны, они не вла- дели ничем, но они были людьми, дивными по своей природе.
Когда они прибыли в Тулан-Суйву, Вукуб-Сиван - как говорится в старых сказаниях, - их странствования, пока они добрались до Тулана, были очень продолжительными.
Глава 5
И они не имели еще огня. Только народ Тохиля имел его. Он был богом племен, который первым создал огонь. Неиз- вестно, как он был создан, потому что он уже ярко горел, когда Балам-Кице и Балам-Акаб увидели его.
- Увы! Мы не имеем еще огня! Мы умрем от холо- да! - говорили они.
И тогда Тохиль сказал им: Не беспокойтесь! Ваш это огонь, о котором вы говорите, что он недоступен для вас, - сказал им Тохиль.
- Это действительно так? О ты, наш бог, ты наша под- держка, ты, кому мы приносим жертвы, ты наш бог! - го- ворили они, благодаря его.
И ТЪхиль ответил:
- Хорошо! Конечно, я ваш бог. Да будет так! Я - ваш владыка, да будет так! - так сказал Тохиль владыкам страха перед богом и устроителям жертвоприношений. И таким обра- зом племена получили огонь и были радостны по причине этого.
Внезапно начался сильный ливень. Масса града выпала на головы всех племен, и огонь был потушен из-за града; только что приобретенный огонь снова исчез.
Тогда Балам-Кице и Балам-Акаб снова попросили Тохи- ля об огне. О Тохиль, мы воистину умираем от холода, - сказали они Тохилю.
- Хорошо, не печальтесь, - ответил им Тохиль, и сра- зу же он создал огонь, пробуравив свою сандалию.
Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам сра- зу же стали счастливы и немедленно согрелись.
И вот огонь у других народов тоже погас, и они умирали от холода. Они немедленно пришли еще раз просить огня у Ба- лама-Кице, Балама-Акаба, Махукутаха и Ики-Балама. Они не могли больше переносить ни холода,