кроме летучих мышей, которые пищали, кричали и летали везде и всюду. Летучие мыши были заперты внут- ри и не могли вылететь наружу.
Пятое называлось Чайим-Ха, Дом ножей, в котором были только сверкающие заостренные ножи, предназначен- ные то к покою, то к уничтожению всего находящегося здесь, в этом доме.
В Шибальбе было много мест для испытаний, но Хун-Хун- Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу не входили туда. Мы должны были только упомянуть здесь названия этих домов для испытаний.
Когда Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу появились пе- ред Хун-Каме и Вукуб-Каме, эти им сказали: Где же мои сигары? Где моя смолистая лучина, которая была дана вам на прошлую ночь?
- Они все кончились, владыка!
- Хорошо. Сегодня будет концом ваших дней. Теперь вы умрете. Вы будете уничтожены, мы разорвем вас на ку- ски, и здесь будут спрятаны ваши лица. Вас принесут в жертву! - сказали Хун-Каме и Вукуб-Каме.
Они немедленно принесли братьев в жертву и погребли их; они были погребены в месте, называемом Пукбаль-Чах. Перед их погребением владыки Шибальбы отрезали голову Хун-Хун-Ахпу и похоронили лишь тело старшего брата вместе с младшим братом.
Возьмите его голову и поместите ее на дереве, находя- щемся около дороги, - сказали Хун-Каме и Вукуб-Каме. И когда туда пришли и поместили голову Хун-Хун-Ахпу посреди ветвей дерева, оно, никогда раньше не приносившее плодов, внезапно покрылось плодами. И это тыквенное
дерево - так оно зовется - и есть то самое, которое мы те- перь называем головой Хун-Хун-Ахпу.
С изумлением смотрели Хун-Каме и Вукуб-Каме на пло- ды этого дерева. Круглые плоды виднелись повсюду, но Хун- Каме и Вукуб-Каме не могли распознать, где голова Хун- Хун-Ахпу; она была совершенно подобна другим плодам тыквенного дерева. Так это казалось всем обитателям Ши- бальбы, когда они пришли посмотреть на него вблизи.
Они единодушно решили из-за того, что произошло, когда они поместили среди его ветвей голову Хун-Хун-Ахпу, что дерево это - волшебное. И владыки Шибальбы сказали:
Пусть никто не смеет срывать эти плоды! Пусть никто не смеет подходить близко и садиться под этим дере- вом! - сказали они. Так владыки Шибальбы решили дер- жать в стороне от дерева всякого.
Голову Хун-Хун-Ахпу более уже нельзя было узнать, потому что она стала по виду совершенно подобной плоду тыквенного дерева. Тем не менее об этом говорилось очень много, и одна девушка услышала этот чудесный рассказ. Те- перь мы расскажем об ее прибытии к этому дереву.
Глава 3
Вот рассказ о девушке, дочери владыки по имени Кучу- макик.
До этой девушки, дочери владыки, также дошел рассказ об этом. Имя отца было Кучумакик, а имя девушки - Шкик1. Когда она услышала рассказ о плодах на дереве, ко- торый постоянно рассказывал ее отец, она, слушая это, бы- ла очень изумлена.
1 Слово Шкик может значить кровь женщины или малая кровь, кровинка.
Почему я не могу пойти посмотреть на это дерево, о ко- тором они столько говорят, - воскликнула девушка. - Я уверена, что плоды, разговоры о которых я постоянно слышу, должны быть очень вкусными.
И вот, девушка пошла совершенно одна и приблизилась к подножию дерева, росшего в Пукбаль-Чах.
- Ах, - воскликнула она, - что это за плоды, расту- щие на этом дереве? Разве не удивительно видеть, как оно покрыто плодами? Разве не вкусны эти плоды? Неужели я умру, неужели я погибну, если сорву один-единственный из этих плодов? - сказала девушка.
Тогда череп, находившийся среди ветвей дерева, загово- рил и сказал:
- Что ты хочешь от дерева? Эти круглые предметы, покрывающие ветви дерева, всего лишь черепа. - Так го- ворила голова Хун-Хун-Ахпу, обращаясь к девушке. - Ты, может быть, хочешь их? - добавила она.
- Да, я хочу их! - ответила девушка.
- Хорошо, - сказал череп. - Протяни ладонь своей правой руки сюда! Посмотрим!
- Пусть будет! - сказала девушка, выдвигая свою ру- ку и протягивая ее прямо к черепу.
В этот момент череп выронил несколько капель слюны прямо в девичью ладонь. Она быстро и внимательно посмо- трела на свою руку, но слюны, упавшей из черепа, на ее ла- дони уже не было.
- В моей слюне и влаге я дал тебе потомство, - сказал голос из дерева. - Теперь моя голова не нужна больше ни для чего; она только лишь череп без плоти. Таковы и головы великих владык, ибо только плоть есть то, что дает им при- ятный вид. И когда они умирают, люди пугаются при виде их костей. Такова же природа их сыновей, которая подобна влаге и слюне; их жизненная сущность, будь то сын владыки,
сын мудреца или оратора. Они не теряют своей сущности, когда отходят,