неотчетливо, что я подумала, ты сказала БОГАТЫЙ ДОКТОР!* * Смысл путаницы ясен из оригинала: слова doctor и daughter похожи по звучанию. Прим. пер.
Люди слышат то, что хотят услышать, и воображают то, на что надеются. Суфии об этом говорят так: Для пчелы Бог - это нечто с ДВУМЯ жалами! Большая часть причин, по которым начавшие изучать духовные или серьезные психологические вопросы, а затем забросили это, заключается только в факторе несоответствия между их ожиданиями (обычно проистекающими из обусловливания или жадности) и действительностью. Они хотели одних переживаний, а им предложили другие.
Конечно, трудно снабдить людей хоть каким-то вариантом правды, которую они еще не могут воспринимать, чтобы убедить их, что искать стоит. Поэтому возникает вакуум, куда устремляются всевозможные ожидания.
Некоторые дервиши, еще не являющиеся учителями и поэтому не понимающие эту проблему, пытаются инструктировать с помощью аналогии и находят только, что аналогия сама по себе не годится. Чтобы предостеречь от таких попыток, используется история о дервише, который ходил по воде.
Почему он это делал Поскольку, по определению, нельзя передать непередаваемое, один дервиш изыскивал способ сообщить посредством демонстрации кое-что о чудесах, которые он испытал.
- Аналогия - вот ответ, - сказал он себе и стал размышлять в этом направлении...
После большого количества проб и ошибок он научился ходить по воде.
Затем, собрав местных крестьян во главе со старостой, он медленным шагом пересек озеро.
- Что вы об этом думаете? - спросил он, когда перешел на другую сторону.
- Одно мне непонятно, - ответил староста, - почему вы не научились плавать, как все?
Шутки либо запоминаются, либо их можно оживить в памяти, чтобы дать полезные структуры для напоминания об этой трудности памяти. Одна из Насреддиновских историй - история о башмаках - используется для этого и, что типично, она кратко говорит о самой проблеме.
Часто, чтобы учения укоренились, их необходимо объяснить или испытать много раз. Это происходит из-за конкуренции субъективных идей - фильтра, через который учения должны входить в обычного человека, не могущего уделить им полного внимания.
Башмаки Мулла был доставлен в суд по обвинению в краже пары башмаков.
- Насреддин, - сказал судья, - записи говорят, что пять лет назад вас обвиняли в краже пары башмаков!
- Да, - ответил Насреддин, - а вы за пять лет так и не смогли раздобыть пары башмаков!
Один из замеченных мной парадоксов заключается в том, что те, кто не помнит то, что могло бы быть для них полезно, - это обычно люди, которые слишком спешат: именно их возбуждение и нетерпение замедляют, в конце концов, их прогресс. Люди постоянно пишут, что они чувствуют, как у них мало времени или что им срочно нужно сделать то или это. Случай Если вы задаете такой вопрос, то никогда не поймете ответ относится к этой ситуации. Но можно дать определенный ответ, опять в виде шутки, который, как было замечено, приводит к хорошим результатам.
Покраска Способ ответить на это, а также предложить аналогию - упомянуть человека, которого спросили, почему он красит с такой чудовищной скоростью. Он ответил: - У меня очень мало краски, и я ужасно боюсь, что она кончится раньше, чем я покрашу всю дверь!
Часто говорят, что у каждого есть высшие восприятия, но фактически их нет из-за барьера невнимательности (суфийский технический термин - ghaflat), который препятствует пониманию того, что уже, так сказать, известно.
Одна из главных причин этой невнимательности - не уделять равное внимание всем предлагаемым материалам. Приученные выбирать то, что их привлекает, люди ведут себя таким же образом в отношении суфийских учебных материалов. В результате происходит вот что.
Мускулы Один человек занимался на заочных курсах по развитию мускулатуры. Закончив занятия, он написал на фирму, которая вела эти курсы: Господа, уроки я проработал. Пожалуйста, пришлите мне мускулы.
Слишком часто люди путают одно с другим. Прослышав о чудесах, связанных с религией, они верят, что это действительно чудеса, хотя это не так, или пытаются искать скорее чудесное, чем истину. Они не будут слушать источник знания, даже если, так сказать, сидят с ним на одной ветке. Возможно, эта фраза пришла из следующей истории: Объяснение Три путешественника - священник, бизнесмен и суфий (прочих его интересов мы не знаем) пробирались через опасные джунгли.
День ото дня их окружало все больше и больше враждебных диких зверей. В конце концов