людей судит по внешним проявлениям. Мы же с этим суфием, будучи внутренне схожи, по внешним проявлениям противоположны. Покуда люди не совершат усилие и не начнут пользоваться иными своими способностями различения, они будут брошены на милость внешних проявлений. Пренебрегая подобной возможностью, они оказываются не в состоянии общаться с нами по-настоящему и вынуждены исходить из того, что смогут извлечь из наших внешних проявлений.
Личина Жила-была пчела, которая обнаружила, что осы не знают, как делается мед. Она подумала, что могла бы рассказать им об этом. Правда, одна мудрая пчела предостерегла ее: - Осы не любят пчел. Если бы ты очутилась среди них, они не стали бы слушать тебя, потому что у них существует древнее поверье, что пчелы - антиподы ос.
После долгого размышления над этой проблемой пчела решила, что если она обмажется желтой пыльцой, то станет совершенно неотличимой от ос, и те примут ее за свою.
Итак, выдав себя за осу, совершившую великое открытие, пчела начала учить ос делать мед. Те были в полном восторге и трудились под ее руководством, не покладая рук. Но вот настало время отдыха. И тут осы заметили, что в пылу работы с пчелы осыпалась ее маскировка. И - они узнали ее.
Все, как одна, осы набросились на пчелу и закусали до смерти, как незваного гостя и древнего врага. И разумеется, весь наполовину уже готовый мед был с негодованием выброшен - ибо что хорошего может быть в предложенном чужеземцем?
Еда и удивление Один молодой человек, желавший обрести просветление, разыскал суфия, жившего в уединении, и попросился к нему в ученики. Не сказав ни да ни нет, суфий разрешил ему поселиться неподалеку.
Прошло много времени, в течение которого юноша не получал никаких наставлений, о которых мог бы размышлять.
Как-то раз он сказал: - Я никогда не вижу, чтобы вы ели. Как это вы можете жить без еды?
- С тех пор, как ты присоединился ко мне, я прекратил есть в присутствии посторонних, - промолвил суфий. - Теперь я ем втайне.
Вконец заинтригованный, молодой человек спросил: - Но почему? Если вы желали обмануть меня, тогда почему теперь признаетесь в этом?
- Я прекратил есть, - ответил мудрец, - чтобы ты мог удивляться мне. Я надеялся, что настанет день, когда ты, наконец, перестанешь удивляться тому, что к делу не относится, и действительно станешь учеником.
- Но разве вы не могли просто сказать мне, чтобы я не удивлялся тому, что лежит на поверхности?!
- Это уже говорилось тысячи и тысячи раз, ясно и отчетливо, всем в мире, включая и тебя самого, - ответил суфий. - И ты полагаешь, что лишняя пригоршня слов возымела бы действие?
История кувшина Слыхали вы о трагедии несчастного кувшина?
Лежа в углу комнаты на постели, тяжелобольной молил о глотке воды.
Кувшин настолько проникся состраданием к этому человеку, что умудрился, вращаясь, величайшим усилием воли сдвинуть себя по направлению к нему на расстояние вытянутой руки Открыв глаза, человек увидел около себя кувшин и испытал прилив подлинного изумления и радости. Он с трудом дотянулся до кувшина, поднес его к губам и... обнаружил, что тот пуст.
Собрав все остававшиеся у него силы, больной со всего размаху швырнул кувшин об стену, и тот разлетелся на множество бесполезных кусков глины.
Упражнения Рассказывают, что Бахаудин Накшбанд так отзывался об упражнениях: В отношении любых упражнений существует три стадии.
На первой упражнения запрещены: ученик к ним не готов, и они нанесли бы ему вред. Именно в это время ученик обычно более всего и жаждет упражнений.
На второй стадии время, место и собратья по обучению способствуют тому, чтобы упражнения возымели действие. Тогда даются определенные указания.
На третьей упражнения уже произвели эффект, и необходимость в них отпала.
И ни один Мастер не выполняет специальных упражнений для продвижения по Пути, ибо все Мастера прошли третью стадию.
Нектар Отсутствие печалей порождает пресыщенность. Иллюстрацией этого служит история о пчеле.
Вылетев из улья в первый раз после долгой зимней спячки, пчела обнаружила клумбу.
Тремя днями позже она воскликнула: - Ума не приложу, почему этот нектар стал таким кислым!
Несуразности Один суфий посылал всех, кто хотел стать его учеником, слушать и записывать разглагольствования его клеветников - большей частью это были догматически настроенные ученые.
Кто-то спросил его: - Почему вы это делаете?
Он ответил: - Одно из первых упражнений суфия - увидеть, способен ли он распознавать несуразности, пристрастия и искажения у тех,