вы ищете достойное приложение. Его можно понять только с помощью критериев, пригодных для данного, конкретного момента.
В тот момент у меня была возможность нанести самодовольному глупцу меньший ущерб, нетерпеливо выгнав его отсюда, нежели действуя соответственно его характеру - посредством опровержений, обоснованной аргументации и иных привычных альтернатив.
- Но как же ваша собственная репутация? Ведь вас знают как человека, известного своим любезным обращением и самообладанием?
На репутацию садовника влияет то, какие у него вырастут цветы, а не то, что он копается в земле. Репутация крестьянина зависит от урожая, а не от молотьбы. Если бы они оба все время прерывали свою работу с тем, чтобы следить, что думают об их репутации в каждый момент другие, существовали ли бы вообще на свете цветы или урожаи? - спросил суфий.
- Вот поэтому-то мудрыми и сказано: Шелковый наряд привлекает внимание окружающих, но от него мало толку. А потому носите шерсть, не стыдитесь грубого материала*.
* Одна из версий происхождения слова суфий - от корня суф, шерсть. (прим. перев.) Ограниченное мышление На постоялом дворе, расположенном близ одного из трактов Великого Шелкового Пути, пересекающего Центральную Азию, как-то вечером один человек донимал всех своей громкой и назойливой болтовней.
Путники все как один мечтали, чтобы он, наконец, закрыл рот: им хотелось хорошенько отдохнуть перед тем, как отправляться завтра спозаранок дальше.
Однако незаметно было, чтобы человек собирался угомониться. И потому кое-кто из присутствовавших даже обрадовался, когда к болтуну подошел странствующий дервиш. Дервиш вежливо приветствовал его и сказал: - Мне хочется получше расслышать каждое сказанное вами слово. Пожалуйста, продолжайте: я весь внимание.
Говорящий продолжил, еще более громко и многословно. Он превосходил самого себя, со все большей изощренностью расцвечивая свои разглагольствования. Дервиш сидел прямо напротив него и глядел на него в упор со всем напряжением сосредоточенности.
Спустя несколько минут человек вдруг смолк. Дервиш спал сном праведника.
Наутро, пока навьючивали и седлали животных, путешественники спросили дервиша, что означало его поведение. Он сказал: - Этот человек хотел привлечь ваше внимание. Вы же не желали слушать его, а желали чего-то другого. Я тоже хотел отдохнуть, но я знал, что должен заплатить за отдых. И вот посредством сравнительно небольшого и непродолжительного усилия сконцентрированной воли я позволил нашему другу получить желаемое. Как только это произошло, он тут же перестал этого желать, и тогда уже я получил то, чего желал, и не преминул воспользоваться этим. И вам кое-что перепало.
Когда затем спросили самого говоруна, что он думает о событиях предыдущей ночи, он сказал: - Этот проходимец, претендующий на то, что он - дервиш, имел наглость заснуть, пока я говорил. И это после того, как он сделал вид, будто крайне заинтересован! Да он просто пытался произвести впечатление на всех нас. Пусть это послужит вам уроком!
Наружное и внутреннее Суфий из Бухары привлекал огромные толпы народа. Дом его всегда был полон учеников и паломников.
Утомленный постоянной суетой и беготней, один набожный ученик оставил город почти сразу же после того, как отыскал мудреца, и направил стопы в Восточный Туркестан, где, как он знал, имелось жилище некоего уединенного созерцателя.
Когда они некоторое время посидели рядом в медитативном молчании, мистик поднял голову, прочитав мысли пришедшего, и сказал: - Когда судишь, исходя только из внешности, из обличья, - то и получаешь только поверхностное.
Тебе не пришлась по нраву внешняя сторона деятельности бухарского мудреца, поэтому ты не смог добраться до ее внутренней сути.
Если о тебе станут судить подобным образом - по твоему облику - в Судный День, тогда почему бы тебе не подготовиться к этому соответственно? Ты одет в обыденное платье - укрась себя четками. Твой халат ничем не примечателен - сделай его заметным. Расцвети себя напоказ. Тогда, по крайней мере, у тебя появится шанс заслужить похвалу своей последовательностью.