к твоей работе.
На перекрестке Суфий сидел однажды утром на перекрестке дорог, когда к нему подошел молодой человек и спросил, не может ли он учиться у него.
- Да, но только один день, - сказал суфий.
Весь этот день возле суфия все снова и снова останавливались путники и задавали ему вопросы о человеке и его жизни, о суфизме и суфиях, просили о помощи или просто выражали уважение.
Однако суфий просто сидел в позе созерцания, опустив голову на колени, и ничего не отвечал. Один за другим люди отходили.
Уже ближе к вечеру к сидящим подошел бедняк с тяжелой ношей и спросил, как ему пройти в ближайший город. Суфий немедленно поднялся, взвалил его поклажу себе на плечи и сопровождал его часть пути, указывая дорогу. Затем он вновь вернулся на перекресток.
Молодой человек спросил: - Этот человек, выглядящий нищим крестьянином, - он что, в действительности скрытый святой, один из тайных странников высокого ранга?
Суфий промолвил: - Он был единственным из тех, кого мы сегодня видели, кто действительно искал именно то, что назвал объектом своего желания.
Стихи Странник сказал суфийскому поэту: - Ваши стихи радуют множество людей, их декламируют повсеместно. Однако ваша растущая слава раздражает не меньшее количество людей. Может, в этом скрывается какой-то глубокий смысл?
Тот ответил: - Возлюбленный своих собратьев! У этого может быть - или может не быть - смысл; но как поучительно исследование эффекта!
Суфий подобен дереву, дающему тень для облегчения в жару, древесину для ремесленных поделок и плоды для наслаждения и пропитания.
Если дерево кого-то раздражает, наблюдающий это, возможно, будет способен понять, что тот человек туп, и со временем он научится этого человека избегать. Человек, настроенный к дереву враждебно или критически, может думать, что это змея, стоящая на хвосте и готовая ужалить - ибо его неприязнь искажает его видение.
Люди здравомыслящие будут непроизвольно избегать общества подобных неудачников. В конце концов, найдется хотя бы один человек, который скажет: Разве это не дерево - а вовсе не змея? Такие люди будут ощущать тяготение к дереву, которое - при всей их чувствительности - они проглядели прежде.
Вы не слышали о том, как некто сказал: Если этот ужасный человек говорит, что от Заида надо держаться подальше, - я присмотрюсь к Заиду поближе, потому что у него, вне всякого сомнения, должны быть такие достоинства, которых я в нем не подозревал?
Проницательность Знаменитый философ, посетивший Бахаудина Накшбанда, сказал: - Я прочитал все существующие описания духовных практик, способных трансформировать обыкновенных людей в совершенных.
Бахаудин промолвил: - Лучше бы вам ознакомиться с описаниями стадий и состояний, благодаря которым может сформироваться совершенный человек. Потому что ваше желание совершенства подобно желанию одного крестьянина иметь муку: он знал, что мука делается из пшеницы, но был слишком привязан к мысли о муке, чтобы возделывать почву, и оттого голодал.
Посетитель сказал: - Не было ли с ним рядом кого-нибудь, кто бы упрекнул его в поверхностности подобного образа мышления?
Бахаудин ответил: - Был. К нему пришел мудрый человек и сказал: Ты недостаточно глубоко входишь в суть дела. На что крестьянин заметил ему: Ты мог бы обвинить меня в поверхностности, если бы я хотел хлеба, а думал только о муке. Но смотри! Я проник глубже: я вижу зерно! Таков был характер их разговора.
После этого посетитель произнес: - В доме одного из ваших бывших учеников я встречал людей, которых вы отослали в мир после обучения. Они обладали природой святых, и святость их ослепительна. Я не встретил никого, подобного им, здесь, в вашем доме.
Бахаудин утвердительно кивнул и сказал: - В доме ювелира драгоценности еще не прошли полировки. Те, кто привык наслаждаться ими в золотой оправе в магазине, могут и не распознать их, находясь в руднике.
Верблюды и мосты Среди тех, кого можно было назвать самыми первыми суфиями, был один человек, которого мало кто мог понять. Однажды к нему, первому ученику тогдашнего главы суфиев, пришел посетитель и сказал: - Почему такой-то суфий отсылает столько людей прочь? Высокодуховные люди считают своей обязанностью учить всех, кто к ним приходит. Почему же он не желает нести бремя помощи остальным?
Рассказывают, что первый ученик привел спрашивающего на мост, по которому переходили реку тяжело груженые верблюды, и сказал: - Взгляните и задайте себе свой вопрос снова. Глядя на этот мост и на верблюдов, спросите себя языком верблюдов и мостов: