декламации дервишей. Однако Ариф Анвар, мой Муршид, никогда не разрешал мне этого. Меня знают как человека мудрого, но я никогда по-настоящему не был в Школе.
Афифи, бывший преемником Муршида Анвара, сказал ему: - Это из сострадания к человеку вообще и из любви лично к вам Ариф защитил вас от подобных вещей.
Халил спросил: - Как может быть защитой отверженность сообществом избранных? Как может быть любовью исключение из того, что отвергают только враги Пути?
Афифи ответил: - Вы заблуждаетесь, неверно трактуя потворство своему эго любящего покрасоваться, самообман воображающего себя учеником и того, кто воображает себя Мастером, способным вести по Пути к Истине.
Ни один учитель не лишает никого того, в чем нужда у данного человека, хотя он и может отсрочить его участие в этом. Так ослов отгоняют от моркови, к которой они тянутся чрезмерно.
Для того, кто не готов, сообщество избранных становится непосильной ношей. Такой человек подобен страдающему жаждой: чем больше тот хочет пить, тем меньше он способен выпить без вреда для здоровья.
Небесная доброта такова, что позволяет благоденствовать множеству искренних подражателей. Вокруг них собираются группы, занимающиеся всего лишь имитацией подлинной деятельности. Если человек, который внутренне не готов, станет посещать подлинные практики, происходящие в присутствии истинного Учителя, его разнесет на куски. Анвар ограждал вас в вашей необработанности от риска взорваться.
Шкаф Один из последователей Мусы Аркани сказал: - Почему мы должны выносить досадные уколы и выходки этого идиота, как будто специально взявшегося постоянно нападать на нас, заявляя, что мы - глупцы, что мы пребываем в плену самообмана и одновременно пытаемся эксплуатировать окружающих?
Аркани ответил: - Поведение окружающих является проявлением окружающей среды. Мы открыли шкаф, полный лакомств. Первой устремляется к цели собака, лая и кусаясь. Но мы-то с вами знаем, что она это делает, потому что такова ее природа. Для нее не играет роли, где она находится, - ей важна цель.
Но представьте себе, что случилось бы, будь на ее месте огромный медведь? Он бы тотчас раздавил вас, и вы не имели бы возможности предаваться роскоши испытывать досаду на шавок.
Что должно быть Одного суфия посетитель укорил за суровое поведение.
Тот сказал: - Дорогой друг! У меня ушло двадцать лет на то, чтобы выучиться твердости и суровому поведению, ибо и то и другое противоречит моей натуре. И вот теперь вы желаете, чтобы я снова стал таким, как вы, потому только, что вы не прошли через подобный опыт.
Щедрый и скромный Вот какой диалог произошел между Харири и одним из его посетителей.
- Что лучше: быть щедрым или смиренным?
- А каким бы вы больше хотели быть?
- Я завидую и тем, и другим.
- В зависти нет ничего позитивного, даже если завидуешь хорошим качествам. Более того, когда объектом зависти является нечто дурное, ее легче распознать как то, что она есть. В случае же, когда завидуют хорошим качествам, распознать зависть сложнее, и у нее больше шансов совершить нападение на свой объект.
- В таком случае, что же мне делать?
- Вам надо увериться в том, что ваше желание обоих качеств искренне. В таком случае вы станете и скромным, и щедрым. Потому что в искренности для зависти нет места.
Книги и мудрецы Один человек стал посещать суфия. После того, как они встретились дважды, он сказал: - В последний раз, когда я был у вас, вы были с головой погружены в дела членов вашего собрания. Рад видеть, что на сей раз вы заняты чем-то более существенным - хозяйственными делами вашего братства.
Суфий промолвил: - Ваше внимание к нашим повседневным заботам восхитительно.
Визитер ушел довольный, что порадовал суфия.
Один из учеников спросил: - Что хорошего в его интересе к нашим организационным вопросам?
Суфий сказал: - Это напомнило мне о том, какое наслаждение я испытывал, когда мои дети были маленькими. Когда их учитель впервые заговорил с ними о математике, им не понравился урок, потому что он строился по принципу один апельсин плюс один апельсин равняется два апельсина, а им хотелось чего-то более серьезного, нежели просто апельсины.
Но потом им понравилась математика, потому что на следующем уроке учитель случайно произнес: Две книги плюс две книги равняется четыре книги. Они сказали: Вот теперь мы занялись настоящим делом: он говорит о книгах! Пустоголовый, которого мы только что видели, который и предположить не может, что суфийскому Пути можно учить посредством некой деятельности - или